Психотерапевт раскрыл истинную причину всех заболеваний

Фото с сайта healthanxiety.org

Фото с сайта healthanxiety.org

События
04 августа 2010 16:08
Автор: Оксана Дудар

Одна девочка девяти лет от роду заболела бронхиальной астмой. Это стало трагедией для всей семьи. Начались бесчисленные консультации врачей, анализы, тяжелые лекарства, лечение в стационаре. Но лечение результатов не давало. Аллерген, вызывающий приступы, обнаружить никак не удавалось, да и сами приступы были не совсем типичными для этого заболевания.

Растерянные педиатры привели девочку в отделение соматоформных расстройств одной из клиник столицы, где опытные психотерапевты в течение одной консультации определили причину болезни ребенка. В семье назревал развод родителей. Чтобы не потерять их, девочка начала болеть. Конечно, неосознанно. Но всей своей жизнью и каждым своим приступом она как бы кричала им: забудьте о своих проблемах, занимайтесь мною; вы же видите - я почти умираю. И родители забывали, вместе бегали в аптеку, вместе возили ребенка к врачам. Своей болезнью малышка фактически цементировала свою семью. Отсюда вывод - не будет конфликтов в семье, пройдет у ребенка астма.
 

Как болит тревога

- Тело часто бунтует в ответ на нерешенные проблемы. Суперпопулярные ныне бронхиальная астма, артриты, гипертоническая болезнь - типично наши патологии, - рассказывает психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий психоневрологическим отделением и центром психолого-психотерапевтической реабилитации Олег Созонтович Чабан. - К нам обращаются те, кому не помогает традиционное лечение терапевта или невропатолога. Чаще всего это трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Именно они, таща на себе весь груз забот о младших и старших, часто под этим грузом и сгибаются. Их переживания и страхи касательно будущего выливаются в сердечные или позвоночные боли, в повышение или понижение давления, в язвы желудочно-кишечного тракта, в приступы удушья.
 

Традиционное лечение в этом случае бессильно, вопрос о причине заболевания нужно адресовать подсознанию. И поможет в этом врач психотерапевт, которого народ почему-то до сих пор боится.
 

Лечить душу нужно с душой

- Если у человека не наблюдается плохого настроения, а есть конкретные боли в определенной части тела, зачем ему к психотерапевту?

- Особенность соматоформного расстройства как раз и состоит в том, что тревога как базовое состояние, вместо того, чтобы быть на виду, "аккумулируется" в каком-то органе или системе, прячется за какой-то диагноз. При этом человек может не испытывать видимых перемен настроения и не лить круглосуточно слезы. За него это сделает его сердце или его кишечник, образно говоря, конечно.

Другими словами, человек может плакать "во вне". И окружающие понимают эти слезы - они реальные и объяснимые. Но может плакать и "внутрь". Тогда вместо слез - боль, спазмы, вздутия, одышка и пр.

Человеку с соматоформным расстройством вообще проблематично попасть к специалисту. Не зная причины своего недуга, он начинает искать спасения у других врачей, знахарей, колдунов. И хорошо, если кто-то направит его на консультацию к психотерапевту. Но часто это происходит уже тогда, когда человек теряет трудоспособность. Беда в том, что длительное функциональное расстройство, будучи в принципе обратимым, при отсутствии решения проблемы превращается в необратимое, органическое.

Для лечения таких больных в Украине функционируют отделения неврозов (или пограничных состояний) как в больницах общего профиля, так и в психиатрических лечебницах. Но и здесь возможны разные подходы к лечению. Зачастую первой реакцией врача будет назначение адекватной лекарственной терапии (бензодиазепины, транквилизаторы, седатики, антидепрессанты и пр.). То есть лечение начинается с влияния на биологию человека и при этом ему становится лучше.

И врач, и пациент "покупаются" на эту ситуацию. Пациент радуется от души, а врач вздыхает с облегчением, потому как срок пребывания в отделении ограничен временем, за которое нужно успеть подобрать адекватную медикаментозную терапию. Но любой из психиатров, занимающихся малой, пограничной психиатрией (куда относятся неврозы), скажет вам, что этот же пациент обязательно придет к нему снова через какое-то время. Через полгода, год, два. На повторное лечение. Ибо уже выработана установка: невроз-врач-таблетки-облегчение.

- И так всю жизнь?

- Если не потрудиться понять механизм заболевания. Сам термин психосоматическая медицина предусматривает совсем другое понимание природы заболевания. Конверсионный механизм: когда психика не может отреагировать - реагирует тело. Например, человек по восемь часов в день страдает от соседства не очень приятного коллеги по работе, а, возвращаясь домой, начинает чувствовать какую-то дрожь, слабость, потение. Он не знает, почему это происходит, но если это будет повторяться регулярно, он будет искать причины. И обязательно найдет их в магнитных бурях, перепадах давления, вегетососудистой дистонии. Но грамотному психотерапевту несложно будет диагностировать психосоматическое расстройство.

Так вот, понимание механизмов заболевания требует совершенно других видов лечения. Если проблема в психике, то и лечить ее надо психотерапией. Эффективных методик сегодня существует множество (психоанализ, психодрама, гештальттерапия и др.) Порядочный доктор всегда объяснит пациенту, что процесс будет длительным. Я всегда говорю своим пациентам: "Вы пришли на последнем дыхании и убеждаете меня, что заболели месяц назад после скандала с женой. Это было поводом. На самом деле вы шли к этому много лет. А сейчас придется вместе с врачом "отмотать киноленту" этих лет, пока не поймем глубже вашу личность, жизненные мотивации". Таким образом удается спасать людей от суицидов, а семьи от распада.

- Но такое лечение - слишком красивое, чтобы быть массовым и доступным в стационаре.

- К сожалению, вы правы. Психотерапия - процесс длительный, а сроки пребывания в стационаре ограничены. В идеале стационар должен снимать "острое" состояние больного. Но и это можно делать по-разному. Можно сразу назначить антидепрессанты, подобрать дозу и выписать больного. А можно назначить очень краткосрочную медикаментозную терапию (на день-два), только чтобы снять болевой синдром или нарушение сна. А потом - мощную психотерапию.

К быстрым методикам я отношу методику Станислава Грофа ("холотропное дыхание"), гипнотерапию, еще некоторые форсированные методики. Но в психотерапии не скорость все решает, а работа с причиной болезни, изменение личности, решение проблем пациента, не относящихся непосредственно к болезни, а, скорее, к его жизни в семье. Вот почему дальше начинается конкретная и длительная работа с личностью пациента в раскопке ее (личности) проблем.
То лечение, которое сегодня вынуждены применять в стационарах, я бы назвал абортивным. Оно заканчивается там, где должно бы начаться. Но, к сожалению, эти реалии прописаны в нормативных документах. Все же наша медицина до сих пор биологически ориентирована. Теоретически больной может обратиться к психотерапевту поликлиники. На практике же их ничтожно мало и большинство из них не имеют достаточного опыта в тех методиках, которые сегодня в мире считаются эффективными, потому что не всем такое обучение доступно. Врачи же стационаров практически не в состоянии тянуть на себе всех пациентов, которые когда-то лежали в отделении. Пациенты вынуждены искать платных психотерапевтов, и не всем это оказывается по карману.

Было бы хорошо, чтобы проблема амбулаторной психотерапевтической помощи как можно скорее нашла решение на государственном уровне. Сегодня даже в прагматичной и скупой Германии количество психосоматических коек - больше 9 тысяч. У нас же - от силы несколько отделений на всю страну. Зато больных аллергией и инфарктами чуть ли не больше всех. Лечат их пожизненно.
 

Кто он - врач XXI века?

У автора этих строк много лет назад случилось непонятное заболевание. Начала выпадать из рук… шариковая ручка. Как я ни пыталась снова взять ее так, как меня учили в первом классе - между третьим и первым пальцем, поддерживая указательным, ничего не получалось. Ручка или карандаш выскальзывали в буквальном смысле между пальцев. Что это означает для журналиста, объяснять не нужно.

Побежала по врачам. Один невропатолог заподозрил нейроинфекцию и начинающийся паралич всего организма. Другой сказал - это проявления шейного остеохондроза и назначил какие-то витамины. Ортопед диагностировал артрит и предложил сжимать теннисный мячик. Конечно, ничего не помогло. Каждое утро по пути на работу я мысленно благодарила создателей диктофона и компьютера. Иначе я просто не смогла бы продолжать работать.

Один знакомый психотерапевт, к которому я по случаю забежала "на чаек", услышав мою проблему, предположил, что мне просто надоела моя работа, и организм таким образом заставляет меня ее сменить. Я же не считала, что проблему "скрюченности пальцев" нужно решать с психотерапевтом, уж слишком она была материальна. Допила чаек и ушла. Через два года после этих событий мне пришлось оставить работу. А через какое-то время я с удивлением обнаружила, что почерк мой красив, как никогда. И ручка в пальцах держится совершенно естественно. Мое заболевание называлось "писчий спазм" и имело, как видите, весьма психологические причины. И теперь, приходя на интервью к этому доктору (как вот сегодня), я уже не боюсь забыть дома диктофон.

И, кажется, начинаю понимать, почему, по мнению Всемирной организации здравоохранения, врачом ХХI века должен стать именно психотерапевт, пишет АиФ

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях