Я - банкрот! Чем заканчивались истории банкротства киевских компаний

Пассажирам авиакомпании "АэроСвит" в последнее время не позавидуешь: популярнейший в Украине авиаперевозчик оказался на грани банкротства. Отменяются рейсы, люди сидят в аэропортах и не могут вылететь по своим направлениям. В то же время авиакомпания продолжает продавать билеты и заявляет, что работает в обычном режиме.

История с "АэроСвитом" показательна: Украина часто становится свидетелем громких банкротств компаний, которые внешне выглядят "непотопляемыми". 

Банкротство - один из способов решения финансовых проблем. Фото mk.ru

 "Вы - банкрот" 

Банкротство, по своей сути, достаточно сложная и кропотливая процедура, которая в Украине (если дело касается известной компании) обязательно сопровождается скандалом. Признать предприятие банкротом может только специальный орган – Хозяйственный суд, который после обращения компании с заявлением о банкротстве проводит оценку имущества должника и дает заключение о том, может ли "кандидат в банкроты" выплатить все долги. Если компания никак не может рассчитаться по долгам – начинается процедура банкротства. Последовательность этого процесса законодательно определена так:

  1. Сначала компания подает заявление в хозяйственный суд, уведомляет социальные фонды и Пенсионный фонд о процессе ликвидации.
  2. Затем следует проверка налоговыми органами, которые устанавливают наличие задолженности перед государственным бюджетом.
  3. После этого должно состояться подготовительное заседание суда, на время которого кредиторы не могут требовать от должника выплаты долга. Также судом назначается арбитражный управляющий (человек, курирующий процесс банкротства) и определяется дата собрания всех кредиторов, на котором будет решаться вопрос о судьбе компании.
  4. Предприятие-банкрот подает объявление в средства массовой информации сведения о ходе своей ликвидации (в Украине такие сообщения печатаются в "Урядовом курьере").
  5. Следующая ступень на пути к банкротству - предварительное заседание суда, в котором фирма должна подтвердить публикации в СМИ данных о возбуждении дела о финансовой несостоятельности.
  6. Затем проводится собрание кредиторов, по итогам которого утверждается график выплаты долга,  принимается решение о мировом соглашении между должником и кредиторами, утверждается план восстановления платежеспособности фирмы, или же компанию ликвидируют.  

Компания прекращает свою деятельность только в том случае, если по результатам проверки Хозяйственным судом ее долг признается безнадежным и его никак нельзя погасить. В таком случае имущество должника распродается, а вырученные деньги распределяются между кредиторами.

 Как быть клиентам банкрота?

К примеру, если вы застряли по вине обанкротившегося авиаперевозчика в аэропорту вдали от дома, то фактически единственный выход – это купить другой билет (если есть деньги) или надеяться на поддержку со стороны украинского консульства, если неприятность случилась за границей. Взыскать деньги с компании-банкрота, будучи простым пассажиром, невозможно. Но вот если вы покупали билеты через тур-оператора - подавайте претензию в компанию, и тогда либо они, либо страховая компания должны возместить ущерб.  

Пассажиры аэросвита сейчас буквально живут в аэропорту Фото: kp.ua

Немного иная ситуация с банками. Там вы можете рассчитывать на получение своих депозитов, но только в том случае, если финансовая структура перечисляла средства в фонд гарантирования вкладов. Если банк рухнул, а у вас в нем были деньги - добивайтесь гарантированной выплаты суммы вклада до 200 тысяч гривен, причем проценты также сохраняются. В данном случае выплаты гарантируются структурой, независимой от банка. Список участников фонда можно посмотреть здесь.

Следует отметить, что проблемы банков могут быть сильно преувеличенными, особенно во время кризиса. Пример - банк "Надра". В 2008 году все говорили о том, что банк рухнул, а деньги никому отдавать не будут. Но "Надра" до сих пор работает на рынке банковских услуг, рассчитавшись с клиентами и избежав банкротства.

 Мирное банкротство "Мира"

"АэроСвит" - не единственное предприятие, которое в последнее время столкнулось с подобными проблемами. 8 января банкротом была признана гостиница "Мир" (пр. 40-летия Октября, 70). В этом деле уже проведена проверка госорганами и уже начата процедура ликвидации. Дело о банкротстве гостиницы "Мир" было возбуждено еще в июле прошлого года - причиной этому послужила неспособность компании оплатить долг - более двух миллионов гривен. Это дело прошло сравнительно тихо, без крупных скандалов и потрясений. Гостиница работала с 1996 года: в ней 270 номеров и 4 конференц-зала. 

 Испорченный отпуск 

Так безболезненно для клиентов, как в случае с "Миром", банкротства проходят не всегда. Один из крупнейших украинских туроператоров  -  "Карья-тур" - 9 июля 2010 года объявил о банкротстве сразу двух своих подразделений - турецкого и украинского. При этом клиенты туроператора оказались в подвешенном состоянии - им предложили освободить занимаемые номера. По некоторым данным, "жертвами" в данной ситуации стали до 4 тысяч туристов, которые как раз отдыхали за границей. В ситуацию вмешалось украинское министерство иностранных дел, и все туристы, нервные и злые, благополучно добрались домой. 

Из-за банкротства "Карья Тур" для 4 тысяч туристов отпуск был испорчен Фото: holiday-turkey.pp.ua

Прежде чем воспользоваться услугами той или иной компании – обратите внимание на ее поведение: обилие "горячих туров" у операторов, заниженные цены у гостиниц или подозрительно высокие проценты по депозитам у банков – все это признаки того, что дела у организации идут неважно.