Кому мешает реклама лекарств?

Новость - События - Кому мешает реклама лекарств?

Новость - События - Кому мешает реклама лекарств?

События
06 августа 2010 14:15

С такой инициативой выступил министр здравоохранения Украины Зиновий Мытник. Руководитель Минздрава затеял очередное реформирование отрасли, в результате которого из СМИ может полностью исчезнуть реклама лекарственных препаратов и БАДов. С одной стороны, начинание похвальное: обилие роликов и рекламных блоков, прославляющих сиропы от кашля и капли от насморка, вызывает справедливое негодование у простого украинца. Однако избавит ли нас эта мера от привычки закупаться в аптеке впрок и глотать "для профилактики" все доступные новинки фармацевтической науки?

"АиФ" попытался выяснить, каким может оказаться "побочный эффект" инициативы Минздрава.
 

Кодекс прибыли

Нездоровую тягу к препаратам в аптечной витрине эксперты объясняют двумя причинами: невозможностью получить своевременную грамотную врачебную консультацию и - неистребимой верой соотечественников во все иностранное и красивое да еще и навязчиво прорекламированное (неважно, кем - актером на экране или человеком по ту сторону аптечного прилавка).

Ожидать полдня своей очереди под кабинетом участкового терапевта может не каждый. Как показывает статистика порталов кадровых агентств и служб по защите прав пациентов, сегодня среднестатистический украинец загружен работой значительно больше отведенных законом 40 часов в неделю. При этом люди, чтобы не потерять место, стараются "болеть на ногах", обращаясь за врачебной помощью только в критических ситуациях. Поэтому провизор в аптеке оказывается зачастую единственным "человеком в белом халате", который консультирует пациента. И хорошо, если этот провизор действует в соответст-вии с кодексом фармацевтического работника, главным правилом которого остается гиппократовское: "Не навреди!". Зачастую, увы, аптекарь связан по рукам и ногам примитивной рыночной экономикой - планами реализации товара. И, конечно, будет предлагать максимально дорогостоящий препарат, даже не удосужившись убедиться, насколько он необходим.

Эта же рыночная экономика не позволяет нормально работать и врачам, многие из которых, имея прямую финансовую заинтересованность в продаже тех или иных препаратов, без тени смущения прописывают их пациентам. Что же до самих больных, то они часто охотно верят советам аптекарей и медиков и приобретают настолько дорогие средства, насколько это может позволить их бюджет.

- Здесь реклама выступает скорее как источник дополнительной информации, который люди, хочешь не хочешь, принимают во внимание, - говорит эксперт фармацевтического рынка Анастасия Гордеева. - Она дает повод для размышлений: а стоит ли отдавать последние деньги на навязываемый врачом или провизором препарат или есть смысл поискать другие - более безопасные или дешевые аналоги? Во всяком случае, реклама позволяет понять: существует широкий спектр лекарственных средств (ЛС), есть выбор. В Украине с ее тотальной фармакологической безграмотностью населения и доступностью лекарств это крайне важно. Лишать людей пусть даже такого источника информации недопустимо. Категоричный подход здравоохранительного ведомства к рекламе лекарств очень напоминает шаги по переделу рынка. Под покровом рекламного безмолвия на рынок легко хлынут опасные, никому не известные препараты, не прошедшие клинические испытания, или, например, отвергнутые во всем остальном мире по причине серьезных побочных эффектов.

КСТАТИ


По данным социсследований, около 30% украинцев ограничиваются теми препаратами, которые им прописали врачи или посоветовали фармацевты, еще столько же - спрашивают в аптеках о возможных аналогах. Они сопоставляют информацию, полученную в рекламе, от выздоровевших родственников, найденную в Интернете и пр., с предписаниями врачей и делают выводы. Еще около 15% наших соотечественников безоговорочно доверяют рекламе и сами себе "прописывают" ЛС, которые у всех на слуху.
Рекламодатель не заинтересован в том, чтобы мы болели

- Реклама препаратов в Украине сейчас неконтролируема, - рассуждает эксперт рынка, заслуженный работник фармации Украины Виктор Чумак. - При этом у нас сильнейшее лобби на продвижение очень дорогих препаратов. В то же время нет четкой цивилизованной системы информирования врачей и пациентов о новых препаратах. Еще одно: нет реально действующей гос-структуры, которая следила бы за соответствием содержания рекламы ЛС с их инструкцией: свойствами, показаниями. В результате зачастую реклама выступает как один из элементов рынка, позволяющих использовать больных в качестве "ходячих кошельков". А ведь во всем мире существует понятие так называемой добротной аптечной практики. Это означает: есть стандарты по информированию больного о препарате. Причем не в виде тех ин-струкций, которые сейчас помещают в каждую упаковку. Эти инструкции, кстати, сложны для неспециалиста и - в то же время - мало говорят самим врачам. Они должны быть составлены по-другому, популярно разъяснять людям: как вести себя с препаратом, где его хранить, чем запивать и пр. Более 50% случаев отсутствия лечебного эффекта связаны именно с неграмотным обращением с препаратом.

- Считаю, проблема не в самой рекламе, а в неграмотном подходе к лекарствам со стороны больных, - продолжает А. Гордеева. - Это не в упрек людям: они, не имея медицинского образования, не могут знать, как правильно лечиться. По данным практикующих медиков, почти треть украинцев сегодня вынуждены избавляться от последствий полипрагмазии (одновременного применения сразу нескольких лекарств от одного и того же заболевания).

- Не согласна, что реклама лекарств в Украине лишена контроля, - считает Елена Матвийчук, эксперт фармацевтического и рекламного рынка Киева. - Во-первых, в Украине запрещена реклама препаратов, выписываемых по рецепту. Во-вторых, в каждой рекламной информации о лекарствах обязательно значится: потребитель обязан проконсультироваться с врачом. В-третьих, любое упоминание о препарате в СМИ требует названия лицензии на этот препарат, которую выдает Минздрав. Контроль над соответствием лицензии действительности очень жесткий: каждая ошибка (например, упоминание просроченных документов) - это серьезные штрафные санкции со стороны государства для того, кто размещает рекламу. В-четверых, - и это самое важное - рекламодатель не заинтересован в том, чтобы люди болели. Ему важно, чтобы, использовав его препарат, мы излечились от недуга и сообщили об этом знакомым. Это наиболее действенная реклама, и рекламодатель это понимает. Если наши чиновники от Минздрава хотят ввести систему, аналогичную той, что за рубежом (без рецепта нельзя купить элементарные препараты), им надо, в первую очередь, изменить подход к практикующей медицине. У каждого украинца должен быть личный семейный врач, доступный в любой момент. Пока это невозможно, остается уповать на информацию, озвученную в рекламе. Кстати, именно благодаря рекламе люди - особенно малоимущие - узнают о всевозможных акциях, проводимых на самые распространенные препараты (акции организовываются именно на такие ЛС). Думаю, что это немаловажный момент: старушка-пенсионерка знает, когда ей лучше купить валидол без дополнительной наценки.

ПОД ЧЕРТОЙ


Есть ли смысл в "рекламной паузе", которую стремится сделать Минздрав? Очевидно: безусловный запрет рекламы пользы украинцам не принесет. Во всяком случае, вреда будет значительно больше. И вот почему.

Будут ли люди и впредь покупать препараты - нужные и ненужные? Конечно, будут. Хотя бы потому, что украинцы - одна из самых нездоровых наций в Европе, как утверждает ВОЗ. Только нас при этом лишат доступа к информации.

В результате выбор за нас будут делать врачи и фармацевты. Не этого ли как раз и хотят добиться чиновники из Минздрава - всецело отдать наше лечение в руки "людей в белых халатах"? Это было бы хорошо и правильно, если бы не... изрядно подмоченная репутация наших медиков, чьи нравственные принципы были безнадежно уничтожены законами дикого рынка. Увы, наша реальность такова: чтобы остаться живыми-здоровыми, украинцам еще долго придется быть врачами самим себе, обучаться на ходу, черпая информацию из всех доступных источников.

В то же время реклама ЛС должна "перезагрузиться". Ее целью должна стать максимально объективная информированность потребителя обо всех свойствах препарата. При этом главное (и самое сложное) - уберечь человека от самолечения. Рынок рекламы давно пора переводить из статуса дикого в цивилизованный. Только действовать в этом вопросе нужно "хирургическими" методами - а не рубить сплеча, как привыкли наши чиновники.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях