Об этом пишет в своем блоге на сайте "Корреспондент" лидер Общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук.
Уже несколько лет украинская железная дорога готовится к "реформам", пишет политик. Заявлено, что их главной целью является улучшение финансово-экономических показателей железной дороги. Центральная проблема, которую намерены решить чиновники, – убыточность пассажирских перевозок по Украине, которую ныне компенсируют перекрестным субсидированием за счет доходов от грузоперевозок.
Железную дорогу планируется акционировать и разделить на профильные компании, каждая из которых будет обязана сама добиваться обеспечения рентабельности своей работы. "Похожий путь прошли тысячи государственных предприятий, в которых убыточные направления отделялись от прибыльных. Нерентабельная часть почти всегда приходила в упадок (это к вопросу о мифе: мол, убытки будто бы стимулируют к повышению эффективности), а доходные подразделения после недолгого государственного хозяйствования в конце концов приватизировались и продолжали приносить прибыль частным владельцам", – обращает внимание Виктор Медведчук.
Применяя такой подход к железной дороге, правительство совершенно не учитывает ни социальных, ни даже инфраструктурных последствий своих решений, убежден политик. Ведь, по его словам, убыточность пассажирских перевозок вовсе не является следствием неумелого управления компанией, а одно из немногих оставшихся проявлений социального государства.
"Истинная ценность компании для государства заключается отнюдь не в доходе от продажи билетов. Во-первых, железная дорога – это самый безопасный, а в каком-то смысле и самый комфортный вид транспорта. Во-вторых, просчитывал ли кто-то в правительстве хотя бы теоретическую возможность обойтись без пассажирских перевозок по железной дороге? Можно ли перенаправить этот поток? Хватит ли пропускной способности автодорог, чтобы заменить пригородное железнодорожное сообщение?" – пишет лидер "Украинского выбора". И добавляет, что есть еще целый комплекс вопросов о ценах, перевозке льготников и пенсионеров, а также о занятости – ведь сейчас (до оптимизации) на железной дороге работает почти 400 тыс. человек.
"Что касается грузовых перевозок, за них беспокоиться нечего. Прибыльная часть УЖД, освободившись от пассажирского бремени, обречена на успех. Вот только ради этого частного успеха в жертву будут принесены интересы общества и государства", – подчеркивает Виктор Медведчук.