Новость - События - Что выбрать, если вы решили отказаться от услуг своего ЖЭКа: рассказываем на примере Петра Иванова
Лонгрид, от которого каждому, кого коснулись коммунальные проблемы, станет сначала больно, а по прочтению немного полегчает.
Оговоримся сразу: нам очень жаль выдуманного нами же Петра Иванова. Ведь на его голову мы свалили всю (ну или почти всю) коммунальную боль киевлян. Причем боль абсолютно реальную. С ней (а еще со своей женой и 3-летним ребенком) он и живет в двухкомнатной квартире 70 кв.м. в многоэтажке где-то в спальном районе Киева. За содержание придомовой территории в год он отдает в местный ЖЭК около 4800 гривен, это в месяц около 400 гривен.
Петр Иванов человек расчетливый и предпочитает платить только за те услуги, выполнение которых видно и рассчитаны они по прозрачным тарифам. Все было бы ничего, если бы с началом отопительного сезона целую неделю батареи не оставались холодными из-за воздушных пробок, а когда долгожданные специалисты наконец справились с этой проблемой, батареи потеплели до уровня "парное молоко".
Последней каплей ангельского терпения Петра стал внезапный снегопад и проблематичность выехать на авто со двора. Петр Иванов задумался и мы вместе с ним.
Как живется Петру Иванову с коммунальным ЖЭКом
Цена и тариф. Из суммы в 400 гривен за месяц понятен только тариф за уборку - 5,76 гривен за 1м.кв. Куда включаются услуги сантехника, слесаря или электрика - непонятно. В графе платежки указано: "Содержание домов и придомовой территории" и сумма рассчитанная за определенный месяц. Все. К слову, тарифы коммунальных ЖЭКов порой превышают тарифы частных компаний, но об этом мы поговорим чуть позже.
Услуги. Когда у Петра Иванова возникла проблема с подачей тепла, он позвонил в диспетчерскую коммунального ЖЭКа и сообщил о воздушной пробке в батареях. Девушка в трубке записала обращение, присвоила ему шестизначный номер и посоветовала ждать слесаря. Прошло несколько дней, батареи холодные, специалист не приехал - нашему герою пришлось самому решить свою проблему. Со снегом у дома снегоуборочная машина справилась так себе, потому что старенькая и давно держится на честном слове. Поэтому коммунальщики расчистили вручную у подъезда, как смогли. И то не сразу.
Отношение к жильцам. Нужно ли говорить, что функция диспетчера коммунального ЖЭКа - зафиксировать обращение, присвоить номер и не факт, что вовремя передать специалистам. Петру Иванову до сих пор не перезвонили по вопросу воздушной пробки. Может, к весне...
Если повезло, и ремонтная бригада все же приедет, то ждать их стоит только в рабочие дни - наплевать на свой выходной они, конечно, могут, но только если случай уж слишком аварийный. Жаловаться можно, но хватит ли у вас терпения - вопрос риторический.
Принцип, по которому, зачастую, работают коммунальные ЖЭКи.
Почему все так. ЖЭКи всегда были своеобразными структурами, о которых слагают легенды и жизненные анекдоты с абсурдным сюжетом. Качество услуг страдает от средней квалификации персонала, старой, плохо работающей техники и отсутствия мотивации. Конкуренция на рынке услуг ЖКХ - низкая, а поэтому и напрягаться коммунальным организациям - незачем. Слова же властей о жестком контроле работы ЖЭКов на деле так и остаются только словами.
Что было бы, если бы дом Петра Иванова создал ОСМД
ОСМД - это объединение совладельцев многоквартирного дома. То есть владельцы квартир многоэтажки объединяются для совместного использования, содержания и управления своим домом и придомовой территорией. Жильцы могут сами нанять дворника, слесаря, электрика, заключить договор на вывоз мусора и копить деньги на капитальные ремонты и аварийные ситуации.
Цена и тариф. С такой формой управления дома можно снизить плату за коммуналку. Например, отказаться от услуг дворника. Тогда из тарифа эту составляющую исключат, правда, содержать дом и придомовую территорию вокруг него все равно придется. Жильцам нужно будет убирать самостоятельно, или... нанять дворника за свой счет. В ОСМД есть взносы, которые согласовываются на общем собрании, после предоставления правлением ОСМД сметы расходов. Что это за суммы - непонятно, они рассчитываются индивидуально каждой такой организацией.
Скриншот с форума Domik.ua, где обсуждались нюансы ОСМД.
Услуги. Так как люди сами расчитывают свои тарифы, соответственно и специалистов (электрики, сантехники, слесари) выбирают подешевле. Это, как правило, сказывается на качестве услуг. Просто экономически невыгодно держать штат специалистов на один дом. Нет в ОСМД и круглосуточного обслуживания, своей диспетчерской службы и техники (содержать снегоуборочную машину или газонокосилку слишком дорого).
Отношение к жильцам. Все зависит от управдома. Их может быть несколько и, в лучшем случае, это самые активные и ответственные жильцы. Такие догадаются создать общий чат в Вайбере или закрытое сообщество в Facebook, чтобы оперативно решать организационные вопросы. Но так бывает не всегда, и есть риск, что рано или поздно у человека, который "решает все", просто закончится энтузиазм, ведь главенствовать над ОСМД - работа совсем не прибыльная.
Скриншот с форума Domik.ua, где обсуждались нюансы ОСМД.
Как решались бы проблемы Петра Иванова. В случае с воздушными пробками, пришлось бы вызывать слесаря, оперативность которого зависела бы либо от подрядчиков, либо от занятости специалиста, с которым заключен договор. Со снегом была бы подобная ситуация. А вот с еле теплыми батареями в отопительный сезон пришлось бы заморочиться. Нужно было бы вызывать специальную группу "Киевэнерго" для контрольных замеров и фиксации нарушений нормы. Далее управителю необходимо составить жалобу, собрать подписи жильцов, заверить все это и отнести в "Киевэнерго", ходить на суды и доказывать свою правоту. Ведь, как показывает опыт, "Киевэнерго" приезжают замерять температуру в трубах с опозданием и когда на улице уже тепло, а "парное молоко" в трубах попадает под нормы. В общем ситуация была бы тупиковой.
Что же делать Петру Иванову
Альтернативой коммунальным ЖЭКам и ОСМД остается частная управляющая компания. И, чтобы понять, чем ее услуги отличаются ОСМД и коммунальных ЖЭКов, Vgorode поговорил с основателем компании "Затишна оселя" Дианой Гранцевой. На их примере мы и расскажем, как устроена работа и стоит ли заключать договор с подобной структурой.
Цена и тарифы. У "Затишної оселі" есть три пакетных тарифа, каждый с определенным набором услуг. И, если ЖЭК навязывает жильцам свои тарифы влиять на их формирование мы не можем, то, например, управляющая компания "Затишна оселя"; наоборот, предлагает договорную цену, на выбор жильцов. Есть стандартный пакет, куда входят услуги, от которых отказаться нельзя, - это обслуживание лифтов, или уборка придомовых территорий. При этом жильцы сами могут выбрать частоту уборки - два раза в неделю или каждый день и именно это влияет на сумму обслуживания.
Как объясняет Диана Гранцева, на этом этапе жильцы могут неплохо сэкономить, учитывая подобные мелкие нюансы и выбирая услуги под себя. Все это и формирует дальнейший тариф и ценообразование комплексного пакета.
Дом, который обслуживает компания "Затишна оселя".
Услуги. В штате компании есть главный инженер, несколько сантехников, электриков и ремонтная группа - всех отбирали конкурсным путем. По словам Дианы, персонал высококвалифицированный и такое количество специалистов дает возможность обеспечить круглосуточное дежурство и оказать услугу в любое время дня.
Еще мы узнали, что на базе компании "Затишна оселя" есть специальная машина, которая вовремя чистит дороги от снега зимой, а летом - подметает и убирает. С помощью этой машины дворники поддерживают чистоту на придомовой территории в должном состоянии.
Кроме того, управитель ведет все необходимые переговоры по сдаче в аренду общего имущества, полученные средства направляет в фонд дома, регулирует конфликтные ситуации, проводит опросы жителей.
Дом, который обслуживает компания "Затишна оселя".
Отношение к жильцам. У компании "Затишна оселя" есть собственная круглосуточная диспетчерская служба. Она подключена к домам, с которыми уже заключены договора. Диспетчеры знают специфику каждого объекта и находятся в постоянном контакте с ремонтной группой. А в случае какой-либо аварийной ситуации рабочая группа прибудет на место поломки в течение нескольких минут. Дома обслуживаются круглосуточно. Основные специалисты дежурят без выходных, что и дает возможность реагировать оперативно.
Кроме диспетчерской службы, клиенты могут обратиться в компанию через Вайбер или Фейсбук, а на сайте можно найти всю информацию по платежам и работе офиса. Сейчас разрабатывают мобильное приложение с личным кабинетом дома, где можно будет оставить заявку, жалобу, посмотреть рейтинг работников и выбрать себе специалиста.
Как решалась бы проблема Петра Иванова. Согласно недавно принятому закону, жильцам целесообразно обратиться к управителю, который может взять на себя ответственность отстаивать интересы жильцов перед монополистами "Киевэнерго" и "Киеводоканал".
- Здесь есть свои плюсы и минусы. Если, например, мы представляем весь дом, то в случае задолженности по водоснабжению, электроэнергии или газа - ответственность компенсации ляжет на компанию управителя. А когда договора заключены с каждой квартирой, "Затишна оселя" выступает посредником, отстаивающим интересы всего дома. Например, если у всех жильцов температура горячей воды ниже положенного по нормативам, наша задача собрать подписи, подать коллективный иск и проследить всю процедуру, которую необходимо пройти, чтобы нивелировать сложившуюся ситуацию, - рассказала Диана Гранцева.
Другими словами, все, что от Петра Иванова требовалось бы - это вовремя сообщить о проблеме, решение которой полностью возьмет на себя частная компания-управитель. В случае с еле теплыми батареями, по словам Дианы Гранцевой, компания-управитель может взять на себя ответственность отстаивать интересы жильцов перед монополистами. Далее вместе составили бы акт о нарушениях подачи тепла и вели все необходимые разбирательства, пока у Петра Иванова батареи не стали бы достаточно горячими. Стоит ли говорить, что снег был бы убран вовремя, а о понятии "воздушная пробка" и "спустите сами" - наш герой даже и не знал бы.
Дом, который обслуживает компания "Затишна оселя".
Вместо выводов
Допустим, Петр Иванов все же думает уйти от родного коммунального ЖЭКа, и не знает, хочет он отношений с частной компанией-управителем или подбить соседей на создание ОСМД. Если все остановятся на последнем варианте - тут же прикинул Петр Иванов - скорее всего, так как инициатором перемен будет он, его и выберут председателем. А это значит, что личное время будет таять пропорционально возникающим проблемам, возложенная ответственность лишит спокойного сна, а в случае недостачи копейки в бюджете - соседи проклянут.
Поэтому в конце этого текста мы решили немного выручить нашего героя и подсказать ему, как заключить договор с компанией-управителем "Затишна оселя".
Инициативная группа жильцов должна обратиться в компанию. Дальше представители "Затишної оселі" проводят общественное слушание, куда приглашают жильцов всего дома. Тут представители компании рассказывают о себе, своем опыте, базе услуг, отвечают на вопросы. Следующий шаг - исследование состояния дома и подготовка пакетного предложения услуг по дому. После чего планируется еще одно собрание жильцов уже с протоколами и договорами. Во время этой встречи жильцы выбирают уполномоченных - и именно они заключают договор с управляющей компанией от имени совладельцев домов. После - процедура передачи дома от предыдущего ЖЭКа частной компании. И спустя некоторое время дом Петра Иванова будет обслуживаться по европейским стандартам.