Велосипеды из велошеринга валяются грудой мусора в Китае Фото:vc.ru
Компания Facebike предприняла попытку сотрясти столичный вело-рынок заманчивым предложением.
На продажу выставили сотни "неубиваемых" велосипедов Mobike, которые, по заявлениям продавцов, идеально подходят для городских условий и были только что привезены из Германии.
Этим красавцам даже почти не нужно качать колеса – ведь они обладают бескамерными покрышками! Vgorode разобрался, насколько это соответствует действительности.
Mobike - китайская компания, занимающаяся велошерингом. Их велосипеды производятся отнюдь не для продажи. Суть велошеринга Mobike в том, что, используя мобильное приложение, можно взять ближайший велосипед напрокат и оставить его где душе угодно (а не только на специальной площадке). С таким заманчивым предложением они вышли на китайский рынок в 2016 году и… с треском провалились.
Mobike стали одними из первых, кто занялся велошерингом в Китае. Вот только не долго музыка играла, предприимчивых азиатов оказалось невпроворот и скоро рынок проката велосипедов начал трещать по швам из-за обилия конкурентов. Велосипеды появлялись всюду, куда ни глянь, перегораживали дорогу, забивали тротуары и образовывали целые горы откатанного металлолома.
Вскоре на окраинах крупных китайских городов стали образовываться кладбища велосипедов. И - вот сюрприз! Среди "покойных" байков отчетливо видно знакомые красные бескамерные покрышки Mobike. Бери - не хочу!
Продолжая отслеживать историю стартапа, мы постепенно подходим к Европе. Действительно, в 2017 году китайские велосипеды появились на улицах Берлина. Правда, и там у них не заладилось.
- Вандализм - одна из основных проблем, с которой сталкиваются операторы. Вандализм и кражи угрожают всем системам проката велосипедов, но если велосипеды находятся в свободном доступе, эта проблема еще серьезнее, - говорит Никколо Паноццо из Европейской федерации велосипедистов.
Суть в том, что европейские пользователи нещадно трепали азиатские велосипеды, в числе которых оказался и наш Mobike. Их буквально уничтожали в процессе езды, а откатавшись, нередко забрасывали в мусорный бак или канаву.
Да и умельцев отключить систему безопасности нашлось немало. Еще одной проблемой велошеринга стали регулярные кражи велосипедов. Кстати говоря, в магазине из документации нам предлагают только чек, а документы, по которым велосипеды вообще въехали в страну, по словам оператора "поднимать вряд ли кто-то будет".
Упустим вопрос с осветительными приборами на солнечной батарее. Эта тема требует отдельного рассмотрения, да и не столь принципиальна - ведь можно и фонарик скотчем к рулю примотать. Два других "козыря" - карданный вал и бескамерные покрышки - куда занятнее. Для тех, кто в механике профан, объясним основное.
Если коротко, карданный вал в велосипеде - это когда колеса крутятся не цепью, а трубкой с шестиренками, которая спрятана внутри защитного цилиндра. А бескамерные покрышки означают, что в колесах нет камер, которые можно проколоть, - колеса оснащены толстой резиной с герметиком.
Оба эти решения делают транспорт надежнее вплоть до первой поломки. И вот тогда-то начинается веселье. Допустим, у вас порвалась цепь. Тогда вы просто покупаете новую и ставите ее за считанные минуты. Прокололась камера - новая обойдется гривен в 100, а можно и вовсе латку поставить.
Но не стоит даже думать о самостоятельном ремонте карданного вала или замене герметика в безкамерной покрышке - и то, и другое требует специального оборудования и навыков. Так что, без веломастерской не обойтись. И, кстати, все это добавляет велосипеду вес. Так что тянуть на ремонт придется 25 килограмм мертвого груза. И молитесь, чтобы у вас в доме не поломался лифт.
Помним также, что до нас китайские байки откатали пару лет в Европе, где компания закрылась отчасти потому, что велосипедисты их не щадили.
В магазине же на "неубиваемые" велосипеды предлагают гарантию в 1 месяц.
Facebike предлагают подержанные велосипеды с гарантией в один месяц, стоимостью 6000 гривен.
Для сравнения, примерно за эти же деньги можно взять три новых велосипеда "Украина" или два Ardis, на каждый из которых будет минимум год гарантии.
Это сопоставимо с ценой на компактные модели велосипедов Pride.
А если удвоить сумму, вполне хватит на бюджетный электробайк.
Напоминаем, что последнее время культура вело-транспорта в Киеве упорно развивается. Сейчас готовятся к строительству велодорожки от Почтовой площади до моста Патона. Дорожку из асфальтобетона проложат на месте бывших трамвайных путей, оборудуют led-подсветкой и планируют соединить с другими велосипедными маршрутами в городе.
Кстати, присоединяйтесь к группе жителей Теремков, Татарки, Отрадного, Подола, Воскресенки, Лукьяновки, Минского массива, ДВРЗ, Соломенки, Дарницы, Лесного массива, Позняков, Борщаговки, ПОХ, Нивок, Виноградаря, Куреневки, Приорки и Оболони на Facebook, узнавайте новости своего района и делитесь своими.