Платить или не платить: что делать, если случайно испортил товар в магазине
Платить или не платить: что делать, если случайно испортил товар в магазине
События
03 августа 17:40
Нужно ли платить, если случайно испортил товар в магазине. Фото: Vgorode

Часто возникают неприятные ситуации, когда покупатель, прогуливаясь по супермаркету, случайно задевает неправильно стоящий на полке товар, от чего он разбивается или повреждается. Бывают случаи, когда у покупателя требуют оплатить испорченный товар. Согласно действующему законодательству - это абсолютно незаконно. 

Зачастую порча товара происходит по вине магазина, из-за неправильного и неаккуратного размещения продукции на полках. Нагромождение товара, отсутствие защитных бортиков на полках и узкие проходы способствуют его непреднамеренному повреждению. 

Vgorode разобрался, как поступать в подобных ситуациях, и постоять за себя, опираясь на Закон Украины. 

Что говорит законодательство

Следует помнить, что на стороне покупателя всегда стоит Закон Украины "О защите прав потребителей". Согласно статье 17 закона "О защите прав потребителей", сотрудники магазина не имеют права заставлять оплачивать поврежденный или некачественный товар. На самом деле, пока товар не оплачен - он является имуществом магазина. Об этом гласит статья 323 Гражданского кодекса Украины

А вот статья 668 Гражданского кодекса Украины предполагает, что приобретенный потребителем товар становится его собственностью и переходит под его ответственность. То есть, если вы оплатили покупки и после этого разбили товар на кассе - вы уничтожили собственное имущество, и магазин не обязан компенсировать убытки. В других случаях риск повреждения продукции лежит на его владельце - магазине. 

Что делать, если администрация требует оплатить товар

Немало покупателей сталкивались с тем, что после порчи товара у него требовали оплату и даже не выпускали из магазина. В таком случае, в первую очередь, необходимо потребовать составить акт о нанесении вреда и предоставить администрацию факты, которые, по их мнению, доказывают вину покупателя.

Вместе с этим покупатель имеет полное право потребовать записи камер видеонаблюдения, которые зачатую становятся прямым доказательством его невиновности. По возможности стоит привлечь свидетелей и записать их контакты. Это может пригодиться, если магазин решит потребовать возместить ущерб у покупателя через суд.

Статья 1166 Гражданского кодекса Украины гласит, что тот, кто разбил товар в магазине, может за него не платить, если докажет, что вред причинен не по его вине или случайно.

Отметим, что вину покупателя может установить только суд. Также в суде решается вопрос об оплате поврежденного товара. 

В то же время суд встает на защиту потребителя. За принуждение к оплате поврежденного товара магазину грозит штраф в размере 50 необлагаемых налогом минимумов.

Если администрацию не переубедить

В случае, если администрация отказывает составлять какие-либо акты и продолжает настаивать на своем, на защиту покупателя становится статья 17 часть 2 Закона Украины "О защите прав потребителей". Данная статья запрещает принуждать потребителя покупать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. 

Бывают также недопустимые случаи, когда по отношению к покупателю применяют силу или блокируют ему выход из магазина. Здесь следует обратиться к пунктам 1, 4 и 5 статьи 19 Закона Украины "О защите прав потребителей", согласно которой запрещается нечестная предпринимательская практика и агрессивная деятельность.

Согласно пункту 4, "агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может влиять на свободу выбора или поведение потребителя по приобретению продукции". 

Пункт 5 запрещает какое-либо давление на покупателя, в частности: не выпускать потребителя из помещения без заключения договора или осуществления оплаты, а также требовать оплату продукции, если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.

Если же аргументы не переубеждают упорную администрацию, необходимо зафиксировать незаконные действия на видео и вызвать на место полицию.

Вместо эпилога

В ситуациях, если вы случайно повредили товар, ни в коем случае не нужно его оплачивать, а только зафиксировать факт порчи. Если же администрация магазина начинает на вас давить, угрожать и не выпускать из магазина, смело вызывайте полицию.

Пока вы не купили товар - он принадлежит магазину и вся ответственность за продукцию лежит на ее владельце. 

Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях