Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри

Фото автора.

Фото автора.

Транспорт и инфраструктура
25 октября 2013 11:30
Автор: Ксения Карпова

Для экскурсии была выбрана новенькая станция "Ипподром", которая открылась ровно год назад. В память о Евро-2012 на станции зачем-то до сих пор символично стоит мяч на подставке и висит тематический плакат.

На примере новейших турникетов всем желающим рассказали о механизме пропуска пассажиров и учете жетонов. Хочется верить, что на других станциях все устроено столь же безукоризненно. 

Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри фото

Пассажиропоток на "Ипподроме" явно небольшой, а работники милиции - веселые. Фото автора.

Как контролируется оборот и что бросают вместо настоящих жетонов хулиганы

Когда вы опускаете жетон в приемник, он  сканируется, причем не в одной, а в нескольких точках, чтобы гарантированно определить, действительно ли пассажир бросил нормальный жетон.

Вместо жетонов любители развлечься бросают пуговицы такого же цвета, куски пластмассы, разломанные пополам и склеенные заново жетоны.

Если все в порядке, жетон падает в бункер-накопитель. В каждом автомате есть фискальный счетчик, который обслуживается не работниками метрополитена, а его технической поддержкой. Счетчик опломбирован и, как уверяют работники метрополитена, выключить его самостоятельно нереально.

-Никому даже не приходит это в голову, потому что в этом случае будет большой скандал и проблемы с налоговой, - объясняют они.

Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри фото 1

Тот самый фискальный счетчик. Опломбированный. Фото автора.

Оборот жетонов контролируется сразу тремя способами. Для учета количества выгруженных из турникета жетонов сверяются цифры сразу из трех источников: те, которые фиксируются счетчиком в турникете, те, что записаны в книге учета кассирами и те, которые через жетоноприемник прошли в центр управления расчетами. Все три цифры должны совпадать.

Махинации с возвратом жетонов провернуть тоже сложно: каждый случай возврата фиксируется в специальной книге, а потом, при необходимости, сверяется с данными с веб-камеры. Несколько камер установлены на каждой станции возле касс и турникетов.

Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри фото 2

"Внутренности" автомата. Фото автора.

Но, видимо, все-таки есть основания, чтобы усиливать контроль: скоро во все турникеты вмонтируют модемы. Они будут передавать данные об обороте жетонов напрямую в налоговую. 

О слухах и сколько жетонов находится в постоянном обороте

Через один автомат проходит до 5 тысяч жетонов за один цикл работы. После этого жетоны выгружаются и подсчитываются. Всего для нормальной работы метрополитена требуется примерно два миллиона жетонов в постоянном обороте. Если не хватает на одной станции, их могут перевезти с другой, где они в избытке. В крайнем случае их можно забрать из турникета и снова пустить в оборот, говорят сотрудники метро. Поэтому случаи с закрытием станции из-за нехватки жетонов – всего лишь слухи, такого быть не может.

Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри фото 3

Так выгружают жетоны. Фото автора.

Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри фото 4

А так они подсчитываются. Фото автора.

Как турникеты различают студентов и льготников 

Количество проходов по жетонам, проездным и студенческим суммируется с проходами по карточке киевлянина. Чтобы вести учет использования последней, в турникете есть специальный механизм. Если пассажир прикладывает к терминалу проездной или бросает жетон, на "светофорчике" загорается зеленая лампочка. Если студенческий – желтая лампочка, а если льготная карточка киевлянина – горит красный огонек.

- Так контролируются льготники, чтобы они не злоупотребляли льготным проездом, - сказала экскурсовод. 

Турникеты проверяют профилактически раз в месяц и более фундаментально – раз в год. Все турникеты внутри устроены одинаково: те же счетчики, электронная защита и механизм работы. Отличается только корпус и устройства блокирования пассажиров – створки или штанги.

Самым старым турникетам в Киеве - 40 лет, они 1973 года производства. Если введут единый электронный билет, автоматы придется дорабатывать: сейчас они не предназначены для такого вида проездного. Как именно их будут дорабатывать и в какие сроки – еще не знают. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как это устроено: рассматриваем кофейный автомат изнутри и выясняем насчет вредности "автоматного" кофе

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях