Заводи, поехали! Что ждет украинский рынок автомобилей в 2011 году?

Ддокризисного объема продаж украинский рынок не достигнет и в новом году. Фото: www.sxc.hu

Ддокризисного объема продаж украинский рынок не достигнет и в новом году. Фото: www.sxc.hu

Транспорт и инфраструктура
20 января 2011 10:16

Благодаря результатам последнего месяца ушедшего года отрасли удалось показать, пусть и незначительный, но рост в 0,16%.

Внушенный оптимизм

По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, согласно статистическим данным, в общеевропейском зачете Украина занимает 15-е место по количеству проданных автомобилей. Даже несмотря на положительный показатель, рынок новых авто в объеме 162595 единиц не позволил Украине занять 14-ю позицию, где разместилась Чехия с результатом в 169236 штук. Еще печальнее выглядит сравнение с 2008 годом, когда украинский авторынок занимал 7-ю позицию в Европе.

Прошли дно

По мнению главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, докризисного объема продаж украинский рынок не достигнет и в новом году. По его словам, на это потребуется минимум лет пять.

- В 2010 году мы показали небольшой рост на фоне падения немецкого, французского и итальянского рынков, несмотря на то что на Западе рост автопродаж стимулировался государством. До-статочно вспомнить пресловутые 5 тысяч евро, которые компенсировались из бюджета Германии всем покупателям нового автомобиля. Это приятно, учитывая, что результат совпадает с моим прогнозом. И я продолжаю настаивать на том, что нашему рынку такие "допинги" не нужны.

Наш рынок прошел дно, и я прогнозирую в 2011 году рост на 20-25%. Это связано и с новым Налоговым кодексом, в котором заложены основы для цивилизованной торговли подержанными автомобилями (trade-in), и возможностью для банков выдавать валютные кредиты. Согласитесь, брать гривневый кредит под 22-24% - это безумие. Валютные кредиты под 9-9,5%, при сниженных ставках по депозитам до 7-8% - наиболее приемлемый вариант, уверен Олег Назаренко.

По его словам, на позитив настраивает и то, что вместо банков кредитовать покупателей все чаще будут сами автопроизводители, причем под минимальные проценты. "Уже сегодня можно взять кредит под ноль процентов у Renault Finance, Nissan Finance, у Peugeot-Citroen. В новом году в Украину придут и другие автопроизводители-кредиторы", - отмечает эксперт.

В целом же, многие эксперты сходятся во мнении, что в 2011 году программы автокредитования будут готовы предложить более 30 финансовых учреждений. Кроме того, снизятся и ставки - на 1,5-2% до уровня 17-20% годовых в гривне. Так что, оживление на рынке кредитования не за горами.

"Не суйте кодекс в колеса"

Солидарен в прогнозах с главой ВААИД и директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик. По его мнению, рынок продолжит рост и вполне способен увеличить показатели 2010 года примерно на четверть.

- По предварительным осторожным прогнозам, учитывая ожидания роста ВВП, а также позитивное влияние основных макроэкономиче-ских показателей (увеличение инвестиций, рост бюджетных расходов, рост объемов грузоперевозок), рынок легковых автомобилей должен  вырасти на 24%. Этот прогноз будет зависеть и от политических факторов. Кроме этого, не стоит забывать и об изменениях Налогового кодекса Украины, принятых в ноябре этого года. Пока же можно говорить только о том, что они внесли смуту и неуверенность в ряды малого и среднего бизнеса, что может негативно сказаться на спросе на автомобили в следующем году.

Что касается Налогового кодекса, то его влияние на рынок может оказаться двояким. С одной стороны, это ожидаемый рост продаж автомобилей по системе trade-in (новое законодательство предусматривает уплату НДС только с разницы в стоимости купленного и проданного автомобиля, а не со всей его стоимости), с другой - это сворачивание деятельности множества СПД, которым новые налоговые новшества окажутся невыгодными. В свою очередь, это приведет к падению спроса на автомобили со стороны этих юридических лиц. А надо заметить, доля продаж, приходившаяся на субъекты предпринимательской деятельности, была немалой.

Бензин - не помеха

А вот удорожание топлива, по мнению экспертов, на росте автопродаж никак не скажется. По их мнению, это приведет лишь к смещению спроса в сегмент малолитражных автомобилей. Жители Украины в этом плане как бы постепенно становятся европейцами.

- Сколько бы ни стоило горючее, автомобилисты, можно сказать, уже подсели на "бензиновую иглу", - уверен Александр Абаринов, исполнительный директор ассоциации "Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами". - Водители уже прочувствовали комфорт и удобство передвижения на автомобиле, поэтому для них стоимость топлива не отразится на желании пользоваться личным автотранспортом. Равно как и для новых автовладельцев это не станет причиной отказаться от вожделенной покупки.

В то же время Александр Абаринов не разделяет всеобщего оптимизма. По его мнению, минимальный рост рынка - это еще не показатель его оздоровления.

- Как бы странно это ни прозвучало, но в премиум-сегменте автопродажи в прошлом году выросли. Однако у рядового гражданина Украины все еще нет денег на покупку автомобиля. Потому что дорогие автомобили покупают за наличные, а средний класс рассчитывает на кредиты, которые сейчас либо выдаются с неохотой, либо под неподъемные проценты. Банкам сегодня - не до авто-кредитов. Они завалены старьем, которое им досталось от прежних недобросовест-ных заемщиков.

Падение украинского авторынка в рейтинге европейских стран с 7 на 15 ступень за два года эксперт расценивает как показатель нестабильности и неизвестности. "Каждая ступенька роста теперь нам будет даваться очень больно", - подытоживает Александр Абаринов.

По материалам "Аргументы и факты в Украине"

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях