Александру для пополнения коллекции пришлось много покататься по стране. Фото автора
Александр Леонидович интересуется историей отечественных железных дорог уже 26 лет! Мы встретились с этим неутомимым энтузиастом, который в свое время окончил железнодорожный техникум имени Островского в Киеве, проработал определенное время на Киевском вагонно-ремонтном заводе и проводником пассажирских поездов в вагонном участке №1 станции "Киев-Пассажирский", а ныне работает в коммерческой структуре.
Обложившись фотографиями вековой и полувековой давности, иллюстрирующими причудливый быт железных дорог в начале и в расцвете их становления, наш собеседник поведал об истории своей коллекции.
"КОГДА Я ФОТОГРАФИРОВАЛ СТАРЫЕ ЛОКОМОТИВЫ, У МЕНЯ БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ С КГБ"
"Как это ни странно, историей железнодорожного транспорта в нашей стране до сих пор не занимались, – рассказал Александр Задко. – По крайней мере, организованно не занимались. Более того, в то время когда я предпринял сбор информации, стал фотографировать старые локомотивы или ветхие здания некоторых вокзалов у меня возникали серьезные проблемы с представительствами КГБ. Мои пленки засвечивали, изучать железнодорожную инфраструктуру строго-настрого запрещали (государственная и военная тайна!). В таком же положении оказывались многие другие любители железнодорожной старины".
Так раньше выглядел винницкий вокзал Фото: из коллекции Александра Задко
ПАРОВОЗОМ ОТ КИЕВА ДО ФАСТОВА ДОБИРАЛИСЬ ЗА СОРОК МИНУТ!..
Для того чтобы хотя бы вкратце рассказать о собранных с годами материалах, Александру не хватило и двух часов нашей беседы. Более двух сотен фотографий, столько же газетных вырезок, грамот, копий документов вот – ни много ни мало -- багаж коллекционера.
"Пришлось много покататься по стране, – признался Александр. – Основными источниками информации для меня явились библиотеки больших и малых городов, местные краеведческие музеи, рассказы старых железнодорожников или их учеников. Накопилось так много иллюстраций, деловых бумаг и интервью, что я уже не на шутку задумываюсь о написании исторической книги".
Такой была символика Железной дороги в СССР Фото: фото автора
Мы поговорили о железной дороге начала XX столетия. Александр Задко держит в голове расписание поездов по станции "Киев-Пассажирский" и "Киев-Московский". Умиляется тому, что от Киева до Фастова паровоз доставлял пассажиров всего за 40 минут. Указывает и на любопытное обстоятельство разделения казенных и частных железных дорог. Оказывается, от станции Киев-Московский до самой Москвы действовали частные железные дороги со своими, отличными от казенних, паровозами и вагонами. Они и формировались отдельно. "От Киева-Московского" заезжали на "Киев-Пасажирский" с тем, чтобы забрать своих пассажиров… Примечательна фотография железнодорожного моста через Днепр в Киеве. Даже не верится что приблизительно на месте деревянного временного одноколейного моста, возведенного во время Великой отечественной войны, через полвека вырастет мост Кирпы!
А это уже символика Царской России Фото: автора
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КИТЕЛЬ 1913-ГО ГОДА
Александр признает, что его коллекция далеко не полная. Она преимущественно состоит из иллюстраций. А вот у его приятеля есть китель железнодорожника с Юго-Западной железной дороги, сохранившийся с 1913 года! Интересны и рабочие инструменты, проездные документы прошлого.