Служба гаишников и опасна, и трудна. Фото с сайта sxc.hu
"ХОЧЕТСЯ БРОСИТЬ ЖЕЗЛ И ПОЙТИ В ЦЕРКОВЬ"
Помогите журналистам Vgorode.ua делать свою работу. Поддержите финансово >>> ❤Наверняка каждый водитель задавал себе вопрос: зачем в часы пик выключаются светофоры, а на перекрестках выстраиваются регулировщики? Чтобы найти ответ, мы пообщались со стражами столичных дорог.
Владимир (свою фамилию сержант попросил не называть, побаиваясь осуждения начальства) не первый год работает в полку ДПС Киева. За это время ему приходилось не только составлять протоколы, проводить разъяснительную работу, но и смотреть смерти в лицо. Причем самые непредсказуемые ситуации с сержантом происходили именно на посту регулировщика:
"Многие думают: что там сложного, стой на одном месте, размахивай палочкой, но это на первый взгляд. На дороге полно зевак, есть и те, кто вовсе правил не знает. Чтобы не попасть им под колеса, нужно быть начеку. За смену пару раз так точно кто-то пытается наехать на регулировщика. Так что ситуация с Димой Целуйко (инспектор, который в ноябре угодил под "Бентли" на Крещатике) не первая. Просто Диме не повезло - не успел сделать пару шагов назад", - говорит Владимир.
Самое дорогое ДТП в истории Украины не только "убило" кучу авто, а еще и отправило гаишника в больницу Фото: Николай Шинкарь
По словам Владимира, больше всего регулировщики опасаются молодых девушек. И дело не в стереотипе - мол, блондинки глупые и плохо знают правила. Они не чувствуют габаритов автомобиля, а часто ездят на огромных джипах:
"Однажды стою на перекрестке в центре города. Подъезжает симпатичная девушка, открывает окошко и говорит: "Вы мне подскажите, когда можно будет ехать. А то я не понимаю, что вы там машете", - вспоминает Владимир. - Был случай, когда мне чудом удалось выпрыгнуть из-под колес иномарки. Машина неслась прямо на меня. Оказалось, в это время барышня подводила губы, глядя в зеркало заднего вида. И, естественно, не видела, что на дороге стоит регулировщик"
Подтверждает слова коллеги и младший сержант Дмитрий Целуйко, который после резонансной аварии на Крещатике все еще проходит курс реабилитации в клинике. По словам гаишника, за полгода его работы в ДПС он уже несколько раз оказывался в опасных ситуациях:
Регулировщиков цепляют зеркалами, иногда даже проезжают по ногам, могут ткнуть бампером в бедро. Вовремя не отошел - получи синяк. И чаще всего - от юных девушек, которым машинку подарили…-- Целуйко ДмитрийДосье Все цитаты
Но конфликты с водителями - еще не самое неприятное в работе регулировщиков. Оказывается, наиболее выматывающие смены выпадают на те дни, когда приходится пропускать кортежи чиновников. После такой работы - хоть в церковь.
"За спиной две сотни машин, все сигналят, водители ругают инспектора на чем свет стоит, а ты стоишь стеной и выполняешь приказ, - говорит Владимир. - И так чуть ли не каждый день. От подобных моментов скапливается негатив, хочется бросить жезл и пойти в церковь. Но зарабатывать на семью надо"
Дмитрий Целуйко не по наслышке знает, как опасна работа регулировщика Фото: Максим Люков
РЕГУЛИРОВЩИК ДЕШЕВЛЕ СВЕТОФОРА
Почему же при такой опасности и нелюбви водителей к регулировщикам руководство ГАИ по-прежнему рискует людьми, выставляя их на перекрестки? Почему не доверится системе современных светофоров? В Госавтоинспекции уверены: во всем виноваты наши водители:
"В часы пик работа светофоров не эффективна, а все из-за низкой культуры вождения наших шоферов, - объясняют в департаменте ГАИ. - Когда инспектор поднимает жезл вверх, запрещая движение, машин 20-30 еще стараются проскочить. Иногда чтобы остановить поток, инспектору приходиться чуть ли не бить по машинам жезлом. Ну а если в час пик положиться на светофор, то пока одни водители будут проскакивать перекресток, загорится зеленый для других - ДТП и пробка гарантированы"
Но есть и другая версия: регулировщиков не убирают с перекрестков только по одной причине - так дешевле:
"Во всем мире используют систему "умный светофор", она может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. К примеру, приближается кортеж, оператор одним нажатием кнопки закрывает проезд по всем прилегающим улицам. Если собирается большая пробка, специалисты в режиме онлайн могут проследить, с какой стороны пропустить, а с какой придержать транспорт", - говорит эксперт Центра безопасности дорожного движения Дмитрий Прокопенко.
Что касается культуры вождения, то гаишник и на обочине решит эту проблему. Водители будут видеть машину ГАИ - и не рискнут нарушать. Другое дело, что у регулировщика зарплата 1600 гривен, а оператору "умного светофора" нужно платить в десять раз больше (это все-таки сложнейшая электронная аппаратура). Вот ребят и морозят на перекрестках ради экономии…
По словам Дмитрия Прокопенко, по правилам регулировщик должен стоять на дороге на специальном помосте. У нас же инспектора вынуждены рисковать здоровьем и даже жизнью, постоянно уворачиваясь от машин:
"Я ребятам не завидую - это как игра в русскую рулетку, - считает Прокопенко. - Если бы регулировщиков ставили на постамент, было бы безопасней и для инспекторов, и для водителей. Первые могли более четко оценивать ситуацию возле себя, вторые - видеть сигналы гаишника за несколько десятков метров"
А вы еще представьте, чем приходится дышать целый день этим людям! Например, в Китае регулировщикам выдают специальные респираторы. У нас же, наверное, считают, что выхлоп у авто экологически чистый…
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
"Гаишник на перекрестке - заслонка для кортежей"
Владимир Караваев, автомобильный эксперт:
"К сожалению, в нашей стране регулировщики выполняют только одну функцию - служат заслонкой для проезда должностных лиц. Когда я вижу впереди пробку, у меня нет сомнений, что на перекрестке стоит регулировщик. Хотя по логике вещей эти люди, наоборот, должны стараться пробку разгрузить. В то же время в Киеве есть места, где регулировщик в час пик просто необходим. Но я сам наблюдал за ситуацией, когда инспектор стоит на обочине, несет службу и не хочет обращать внимание на сумасшедший затор в двадцати метрах от него. В итоге, чтобы проехать перекресток, водители сами выходят из машин и регулируют движение"
МНЕНИЕ ДОКТОРА
"Им нужно выдавать молоко за вредность"
Людмила Долгополая, врач-терапевт:
"Условия, в которых приходится работать регулировщикам, по вредности близки с работой в шахте. Вокруг инспектора часами гремят десятки машин, выделяющих ядовитые газы. Именно поэтому люди, которые работают в ГАИ, часто страдают головными болями. Они часто раздражены... Со временем дорожная гарь оседает в легких, что может вызывать тяжелые заболевания. Так что работа их очень вредная - хоть молоко выдавай"
КСТАТИ
Авария, в которой "Бентли" травмировал регулировщика, не первая в Киеве.
Еще в начале 1990-х годов в столице создали женский отряд инспекторов ГАИ. На работу набирали спортивных и симпатичных барышень, которым приходилось не только штрафовать водителей, но и регулировать движение на перекрестках. Но продолжалось это недолго. Поздней осенью на Крещатике (возле ЦУМа) случилась страшная трагедия. Автомобиль, за рулем которого был редактор детского журнала, не справился с управлением и сбил девушку-регулировщицу. От тяжелых травм она умерла. После этого случая гаишницы стали бояться выходить на дорожные посты, с ними работали психологи, а со временем отряд вовсе расформировали, переведя девушек на административную работу.
В 2008 году на ул. Старонаводницкой Toyota Camry также врезалась в сотрудника ДПС, который с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением, а также с переломом правой голени угодил в больницу.
Александр Федченко, "Комсомольская правда" в Украине".