Большевик - завод или город-парк?

Большевик - завод или город-парк? - фото

Большевик - завод или город-парк? - фото

Транспорт и инфраструктура
24 ноября 19:00

Деиндустриализация городского пространства за последние несколько десятилетий стала очевидным трендом. Промышленные территории выносятся за пределы городов, где создаются современные индустриальные парки. На месте бывших заводов и фабрик возникают креативные, финансовые, торговые кластеры или жилье. Киев в данном случае не уникален. Через подобные процессы уже прошли или еще проходят города в США, Западной Европе и наши ближайшие соседи из бывшего соцлагеря.

Если взять в качестве примера два, пожалуй, самых прогрессивных и самых развитых города на планете - Нью-Йорк и Лондон, то, начиная с 90-х и по сей день, их вид изменился до неузнаваемости. Примеры успешной ревитализации промышленных территорий в этих городах с обеих сторон Атлантики можно перечислять долго. И каждый раз это успешный кейс, превративший заброшенную территорию в точку притяжения и локальную достопримечательность.

Большевик - завод или город-парк? фото 1Большевик - завод или город-парк? фото 1

Лондонский квартал Coal Drop Yards является одним из самых популярных пространств города. Когда-то это была сеть амбаров, которые использовались для хранения угля. Угольная промышленность сошла на нет еще в середине ХХ века. Долгое время после этого бывшие амбары использовались в качестве мастерских или ночных клубов для неформальной молодежи. С начала 90-х территория почти полностью деградировала и никак не использовалась. В ХХІ веке промышленную зону удалось переосмыслить, благодаря в том числе и архитектурным решениям - известный дизайнер Томас Хизервик создал уникальную волнистую крышу, которая объединила старые викторианские здания и стала характерным признаком нового комплекса.

Большевик - завод или город-парк? фото 2 1Большевик - завод или город-парк? фото 2

Бывший сахарный завод Domino Sugar в Нью-Йорке в 2018 году был превращен в современный жилой комплекс с парком. Когда-то предприятие покрывало почти все потребности в сахаре для США, однако в 2004 году обанкротилось и закрылось. Завод был расположен в прибрежной зоне, поэтому потенциал для создания там качественного общественного пространства был с самого начала очевиден.

Большевик - завод или город-парк? фото 3 2Большевик - завод или город-парк? фото 3

Еще один пример из Лондона - ревитализация территории бывшей электростанции Баттерси. Угольная электростанция была построена в 20-х годах прошлого столетия в Южном Лондоне на берегу Темзы. Проработав 60 лет, станция прекратила свою работу в середине 80-х, когда в Великобритании началась кампания по отказу от угля в качестве энергоносителя. После нескольких неудачных попыток ревитализации этой зоны, в 2012 году началось возрождение бывшей электростанции уже в качестве мультифункционального комплекса. Сейчас это престижный район, где расположены офисы ведущих компаний, таких как Apple, а здание самой электростанции с ее характерным профилем из четырех труб является украшением и одной из прелестей Южного Лондона.

Большевик - завод или город-парк? фото 4 3Большевик - завод или город-парк? фото 4

Первый Киевский Машиностроительный завод, более известный как "Большевик", когда-то был промышленным гигантом. Предприятие было основано в XIX веке и производило оборудование для сахарной промышленности. Местность, на которой располагался завод, на тот момент относилась к городским окраинам. После революции завод стал обслуживать нужды советской оборонной отрасли. Однако его лучшие времена ушли в прошлое вместе с распадом Союза. На данный момент предприятие накопило долгов на 500 млн грн, ежегодно увеличивая свой отрицательный баланс на 20 млн грн. На заводе используется устаревшее оборудование и технологии, а большая часть территории предприятия банально стоят без дела.

Большевик - завод или город-парк? фото 5 4Большевик - завод или город-парк? фото 5

Состоявшаяся в конце октября приватизация "Большевика" создала кейс, который, при благоприятном развитии событий может стать примером ревитализации промышленных территорий. Дело в том, что территория завода - 35 гектаров, а Шулявка, где он расположен, это еще не центр, но уж точно не окраина. Учитывая размеры участка и его расположение, потенциал для развития огромен, но как его правильно реализовать?

Городское планирование всегда должно немного опережать свое время. Ведь с момента, когда планировщик разработает проект, и до его реализации может пройти десяток лет. Поэтому планировочные решения должны заглядывать в будущее, чтобы оставаться актуальными.

Основной принцип современного городского планирования - человекоцентричность. Это означает создание пространства, комфортного для людей. На комфортность места влияет засилье личного автотранспорта. Все больше территорий обозначаются как свободные от авто, где пешеходы могут чувствовать себя свободно и безопасно. Можно ли сделать свободным от машин участок в несколько десятков гектаров среди плотно застроенной части города? Звучит как фантастика. Однако, если предусмотреть систему паркингов на въезде, а внутри создать альтернативные системы транспортировки - нет ничего невозможного. Учитывая колоссальный объем территории, одной только инфраструктуры для велосипедов и легкого персонального транспорта (элекстросамокаты, моноколеса и др.) будет недостаточно. Здесь можно предусмотреть автономную систему общественного транспорта - рельсовых шаттлов. Подобные решения в мире уже реализуются - по такому принципу будет функционировать "линейный город" Неом - футуристический проект, который сейчас строится на Севере Саудовской Аравии. Планируется, что около миллиона человек будут жить там без каких-либо автомобилей.

Еще один важный аспект - озеленение и менеджмент воды. Деревья и другие растения в современных городах играют важную роль. Они не только уменьшают количество углерода в атмосфере, но и влияют на микроклимат, уменьшая температуру летом, что особенно актуально во времена климатических изменений. Озеленение крыш позволит не только увеличить количество деревьев, но и позволит снизить риск подтоплений во время сильных ливней. С обычной крыши вся вода стекает сразу, создавая проблему во время чрезвычайно интенсивных участившихся в последнее время ливней. Зеленые крыши постепенно отфильтровывают воду и сбрасывают ее медленнее. Простые решения по украшению дорог и тротуаров, такие как отсутствие высоких бордюров, позволят избежать сброса дождевой воды в канализацию, а будут направлять ее на фильтрацию в грунт, что будет положительно влиять на зеленые зоны. А если предусмотреть систему сбора и очистки дождевых вод, в будущем можно будет сэкономить на ценных водных ресурсах, которые с годами станут дефицитнее.

Возвращаясь в Киев и "Большевик", стоит учитывать, что это шанс для бывшей промышленной территории на новую жизнь, поэтому надеемся, что девелопер реализует здесь по-настоящему трендовый и ценный для города объект. А что именно это будет - узнаем и расскажем. Следите.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях