Центральный железнодорожный вокзал (Киев-Пассажирский)

Центральный железнодорожный вокзал (Киев-Пассажирский)
Город:
Киев
Адрес:
площадь Вокзальная, 1
Район:
Соломенский
Телефон:
(044) 465-20-34, (044) 465-20-83
E-mail:
ОПИСАНИЕ

Нынешнее здание Центрального вокзала было построено в 1927–1932 годах. Во время Второй Мировой войны сооружение выстояло даже после попытки его взорвать. В 1945–1949 годах вокзал восстановили. Конкорс (переход) над перронами был сооружен в конце 1960-х. А в конце 1970-х была провели реконструкцию главного вестюбиля.

В 2001 году открыли современное здание Южного вокзала. Центральный и Южный вокзалы – название сооружений одного и того же железнодорожного вокзала, единственного в Киеве, который обслуживает поезда дальнего следования.

Недалеко от Центрального вокзала расположен вход на станцию метро "Вокзальная" (красная линия Киевского метрополитена) – утром пропуск пассажиров начинается в 05:45, закрывается станция в 00:16.

Для экономии денег лучше заказывать такси заранее, а не пользоваться машинами, припаркованными у вокзала, поездка в которых может обойтись намного дороже – по "вокзальному" тарифу.

Онлайн-билеты на поезд

Онлайн-табло поездов

ЖД-кассы в Киеве, адреса

Вокзал: (044) 465-20-34, (044) 465-20-83 

Справочное бюро: (044) 503-60-50 

Бронирование и доставка ж/д билетов (бывшая служба 005): (044) 503-07-05

"Горячая линия" для отзывов о работе железной дороги: (044) 465-14-65 

Киевская Инспекция по контролю за качеством обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах: (044) 465-41-79 (круглосуточно) 

Украинский центр обслуживания пассажиров: (044) 465-19-15

История

Киевская железнодорожная станция была построена в 1868—1870 годах для обслуживания двух железнодорожных веток — Киево-Балтской и Курско-Киевской.

Вторая к 1868 году была доведена до левого берега Днепра, но ещё два года под руководством инженера Аманда Струве продолжалось строительство моста через Днепр.

Первый поезд со стороны Курска на станцию прибыл 18 февраля (2 марта) 1870 года. Чертёж вокзала Вишневского Первый железнодорожный вокзал в Киеве был сооружён по проекту архитектора Н. Вишневского в 1868—1870 годах и представлял собой двухэтажное здание из жёлтого кирпича в стиле староанглийской готики. Его длина — 133 метра — была немногим меньше размеров пассажирской платформы, которая тянулась на 144 метра.

Для «высочайших особ» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий принимали пассажиров третьего, низшего класса.

11 (23) августа 1877 год в здании железнодорожного вокзала Киева произошёл сильный пожар. Сооружение восстановили, но ввиду расширения железнодорожного сообщения было решено провести реконструкцию и вокзала, и всей станции, которая должна была улучшить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности всего железнодорожного узла.

К 1899 году управление Юго-Западной железной дороги разработало проект комплексной перестройки Киевского узла. Так, станцию Киев-Товарный перенесли на значительное для того времени расстояние от станции Киев-Пассажирский, выстроив там новое здание в стиле технического модерна. А на территории станции Киев-Пассажирский оставили главные железнодорожные мастерские, паровозное депо и поворотный круг. Здесь же предполагалось возвести грандиозное сооружение нового вокзального комплекса.

Проект Управления ЮЗЖД (автор — петербургский архитектор В. А. Щуко) предполагал строительство двух вокзалов, соединенных вместе в виде буквы «Н» (идея воплотилась в жизнь только в 2001 году с постройкой Южного вокзала).

Главное здание комплекса должно было быть решено в романских формах. Планировалось, что поезда дальнего следования всех четырёх направлений и пригородного восточного направления принимаются и отправляются с путей, расположенных параллельно длинной оси здания вокзала.

Пригородные же поезда западного направления — с тупиковых путей, расположенных к западу от вокзала. В районе нынешней конечной скоростного трамвая на Старовокзальной улице, в 1908 году был построен временный одноэтажный деревянный пассажирский павильон (который в результате прослужил почти четверть века).

К 1913 году старое вокзальное здание было снесено, а в 1914 году был заложен фундамент нового здания вокзала. Реализацию проекта Щуко остановила первая мировая война и революция. К идее сооружения капитального здания вокзала возвратились в середине 1920-х годов. Новое здание железнодорожного вокзала в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма было сооружено в 1928—1932 годах по проекту, разработанному профессором архитектуры А. М. Вербицким и архитектором П. Ф. Алешиным. Старшим техником на строительстве работал учившийся в то время и ставший знаменитым впоследствии И. Ю. Каракис.

В период Великой Отечественной войны здание киевского вокзала было частично разрушено. В 1945—1949 годах по проекту, разработанному под руководством архитектора Г. Ф. Домашенко, вокзал был восстановлен.

В 1954—1955 годах было построено здание Пригородного вокзала, проложены подземные тоннели, связывавшие Вокзальную площадь с вокзалом и платформами.

В 1967—1969 годах был сооружен навес над первой платформой, а также пешеходная галерея до 10-й платформы шириной 24 метра (взамен двух галерей, которые доходили только до 4-й платформы).

В 1978—1980 годах перед Олимпийскими играми был реконструирован главный вестибюль Центрального вокзала. общий вид станции В 2001 году, по инициативе тогдашнего Министра транспорта Георгия Кирпы, вокзал был полностью реконструирован, построен Южный вокзал.

Были перестроены платформы, реконструированы здание Центрального вокзала и Вокзальная площадь, подземные пешеходные тоннели, расширенная пешеходная галерея над путями соединила здания Центрального и Южного вокзалов. С начала проектирования до сдачи в эксплуатацию прошло 175 дней.

В 2011 году на станции был открыт музей исторического подвижного состава.

Материалы по теме