Откровения киевского охранника супермаркета: о слежке за покупателями, последствиях Мазурка и нелепых случаях краж

Откровения киевского охранника супермаркета: о слежке за покупателями, последствиях Мазурка и нелепых случаях краж

Фото: www.thinkstockphotos.com
Автор: Записала Ксения Карпова

Я работаю охранником в общей сложности уже больше 10 лет, из них 5 лет – в одном из киевских супермаркетов. До этого 5 лет – в Государственной службе охраны при МВД Украины. Совсем недавно уволился из супермаркета, перешел в торгово-развлекательный центр. Ушел оттуда, потому что были небольшие разногласия с начальством: я постоянно сам исправлял все, когда  у кассиров "зависала" система, чтобы они не ждали долго, пока придет старший кассир. Я же знаю, как запустить ее снова буквально за минуту, вот и помогал им из добрых побуждений. Натура у меня такая, всем хочу помочь. А начальству это не нравилось. Еще я очень уставал в супермаркете, поэтому и решил перейти на более спокойное место работы.

О зарплате, образовании и подготовке

В свое время перешел из государственной структуры в супермаркет, потому что зарплату там предлагали в два раза выше: 2200 гривен за полмесяца, два дня работаем, два отдыхаем. За 5 лет работы зарплату повышали дважды - на 200 гривен за раз.

Когда устраивался на работу, смотрели на стаж работы, службу в армии. Особых требований по физической подготовке не предъявляли, специально ходить в качалку или на боевые искусства никто не заставляет. Внешне смотрят, чтоб человек был физически крепкий, этого достаточно. И эмоциональная уравновешенность еще нужна.

Образование у меня неоконченное. Так получилось, что по своей основной специальности (машинист холодильных установок), я так и не работал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городского фельдшера "скорой": о дурацких вызовах, киевских водителях и самой страшной болезни

Как устроена работа охранника

Целый день стоять и смотреть за людьми совсем не скучно, наоборот – нужно быть все время начеку, работа достаточно нервная. В конце дня очень устают ноги и глаза, нужно постоянно напряженно всматриваться, следить за всем. Отвлекаться ни на что нельзя: я даже по телефону говорю только во время перерывов или после работы. Но молодые охранники, бывает, отвлекаются на телефон, за что получают выговор.

Я смотрю за покупателями, которые заходят в магазин и расплачиваются на кассе, а оператор видеонаблюдения следит за экраном, на который подается изображение с камер в торговых залах. Если замечает, что человек подозрительно себя ведет - прячет товар в сумку, карман или под верхнюю одежду – передает мне по рации, чтобы я проследил за ним на кассе.

Если оказывается, что он не заплатил за что-то, я прошу его предъявить чек и расплатиться за этот товар. Часто бывает, что люди просто заговорятся на кассе и забывают пакет с частью покупок поставить на ленту. Это человеческий фактор, я все понимаю и такие вопросы решаю мирно.

Если покупатель адекватно себя ведет, сразу же расплачивается, говорит, что просто забыл, то прошу его впредь быть внимательнее и отпускаю. Но акт для внутренней отчетности все равно составляется. А если начинает сопротивляться, отрицать свою вину, мы предлагаем ему пройти в подсобку, чтобы просмотреть кадры, где зафиксировано, что он прячет товар. Но если человек даже после этого не согласен оплатить товар или вообще отказывается пройти в комнату, то мы вызываем милицию. Покупателя до приезда наряда не выпускаем из магазина, но при этом физическую силу не применяем. Вообще при любых разногласиях, если начинается драка, мы должны вызывать милицию. Они, как правило, приезжают быстро, за несколько минут.

Кто ворует и что воруют

Воруют и пытаются воровать достаточно часто. Обычно выносят спиртное, причем как дорогое, так и не очень, красную икру, бывает и по мелочи что-то. Были случаи, когда мы ловили людей на улице, когда им удавалось выбежать с украденным. 

Кроме товаров из зала, иногда крадут и личные вещи посетителей. Один раз мне по рации передали, что покупатель ходил по залу и не выбирал товары, а смотрел на людей. Я проследил за ним на кассе и увидел, как он вытаскивает мобильный телефон из заднего кармана у девушки с ребенком на руках.

Тем, что люди взвешивают фрукты и овощи на электронных весах, наклеивают ценник, а потом докладывают в кулек лишний килограмм, уже никого не удивишь. Опытные кассиры чувствуют подвох в весе и когда пробивают товар, сообщают мне.

Иногда покупатели едят в магазине, об этом мне тоже сообщают по рации. На кассе я останавливаю и прошу оплатить съеденное. Еще пробуют конфеты, печенье - из тех, что продаются на развес. Если съели по мелочи, одну конфету, например, я просто делаю замечание. Объяснения могут быть самые разные: одна женщина откусила батон в торговом зале, а, когда я потребовал расплатиться за испорченный хлеб, сказала, что хотела проверить, насколько он свежий.

 

После Мазурка

После случая с Мазурком в "Караване" ничего в целом не изменилось, в нашем супермаркете с охранниками провели беседу, сказали быть внимательнее и осторожнее. Но безопасность нашу не усилили, хоть разговоры об этом и шли. Никакого оружия у нас нет, да оно и не нужно, а тревожные кнопки были и до этого на каждой кассе и не только. Досмотр мы не проводим самостоятельно, если возникают разногласия с подозреваемым и он начинает себя агрессивно вести – вызываем милицию. Моего отношения к работе случай в "Караване" не поменял.

О карьерном росте, досуге и мечтах

Некоторые охранники, как только замечают, что человек что-то пронес не специально, а просто забыл выложить на ленту, все равно начинают на них давить, самоутверждаться за их счет, выплескивают свой негатив. Я так не делаю. С покупателями всегда веду себя максимально вежливо.

В покупателях в основном ничего не раздражает. Случается, правда, становятся прямо передо мной, загораживают мне обзор, я тогда просто прошу их отойти. Или начинают рассказывать мне что-то, если им поговорить не с кем.

Но есть знакомые покупатели, которые после работы приходят, разговаривают со мной. С ними хорошие отношения сложились. Я даже с одним бомжом три года поддерживал связь, можно сказать, сдружился, помогал ему. Началось все с того, что он у меня 25 копеек попросил, на пиво не хватало. Мне не жалко, я ему отдал их, а он мне через пару дней вернул. 

Работа накладывает свой отпечаток на характер: я стал очень внимательным, замечаю даже боковым зрением мельчайшие детали, даже проходя мимо витрин. В нерабочее время, когда иду по улице или захожу в магазин как покупатель, сразу отмечаю подозрительное поведение людей.

С работы уходить не планирую, пока все более-менее устраивает. Здесь можно продвигаться по службе: от простого охранника – к старшему, а дальше по карьерной лестнице  - начальник службы охраны.

В свободное время отдыхаю дома перед телевизором, раньше увлекался радиомеханикой.

Мечтаю жениться наконец-то, все-таки уже 40 лет, а женат ни разу не был…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городского машиниста метро: про девушек, диггеров и самые нелепые слухи о метро