По чьей вине провалился проект с дефибрилляторами в метро: детальный разбор Vgorode

Ничего шокирующего: из киевского бюджета пропали деньги на дефибрилляторы в метро - фото

В 2020 году станции Киевского метрополитена должны были оборудовать дефибрилляторами, но этого так и не случилось. Vgorode попытался разобраться в ситуации и понять, по чьей же вине проект так и не реализовали.

Напомним, в 2020 году станции киевского метрополитена собирались оборудовать дефибрилляторами за средства городского бюджета. Для реализации идеи было создано две программы. Согласно первой из них, 52 аппарата метрополитену передал Киевский городской центр городского здоровья. А еще 19 дефибрилляторов должны были приобрести с помощью тендера.

Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.

Кто инициировал проект

Инициатором проекта по закупке дефибрилляторов за счет киевского бюджета стала общественная инициатива "РеаніМетро". Победив на голосовании общественного бюджета, активисты настаивали на следующем:

Зачем нужны дефибрилляторы в метро

Суть проекта заключается в том, чтобы в случае экстренной ситуации, когда человеку в метро становится плохо, ему могли оказать оперативную помощь. На многих станциях уже были установлены дефибрилляторы, закупленные по первой программе. Но они находятся в кассах, наверху.

И если кому-то станет плохо на платформе, а не в очереди за QR-билетом, то толку от них будет мало. Особенно учитывая, что с персоналом метрополитена не проводились тренинги ни по их использованию, ни по оказанию медицинской помощи.

Что же не получилось

4 июня 2020 года представители "РеаніМетро" утвердили с Департаментом транспортной инфраструктуры и Киевским метрополитеном схемы размещения дефибрилляторов на платформах. Но приехали закупленные аппараты только 22 декабря, прямо перед новогодними праздниками. Оставалось подписать акт приема, но что-то пошло не так. В итоге, из всех пунктов проекта, на который выделили 3,5 миллиона гривен, реализовали только аптечки. 

Что пошло не так

Дефибрилляторы не закупили из-за того, что техническая спецификация не соответствовала договору. Это выяснилось только в последний момент.

По словам Марии Назаровой, у компании поставщика были на руках сертификаты от "Укрметртестстандарт", которые действительны до 2024 года, поскольку эти же аппараты уже поставлялись в Украину (в частности, в Николаевский аэропорт).

Вот только требования к сертификатам чиновники изменили в конце 2020 года. Метрополитен потребовал за один день предоставить им документ нового образца. 

Что с тренингами для сотрудников

Мария Назарова (лидер проекта "РеаніМетро") утверждает, что дефибрилляторы, которые будут установлены на платформах, обладают системой голосовых подсказок и пользоваться ими может каждый. Достаточно включить и следовать голосовым инструкциям аппарата.

Но авторам проекта предоставили пояснение о том, что сотрудники метрополитена не уполномочены оказывать медицинскую помощь. Так что заставить их проходить тренинги невозможно, а добровольцев среди всех 7 тысяч сотрудников якобы не нашлось.

Позже в диалоге всплыло, что отдельные службы метрополитена умеют оказывать медицинскую помощь, но сотрудники метро в частном порядке говорили, что не желают брать на себя дополнительные обязанности и ответственность за жизнь пассажиров, которым стало плохо. Мария Назарова сообщила, что узнала это лично от одной из сотрудниц подземки и даже записала это на видео.

Что изменилось после скандала

Вчера, 3 февраля, спустя два дня после скандальной трансляции горбюджета, на которой пытались найти виноватого на срыв проекта, начальник киевского метрополитена Виктор Брагинский заявил, 52 дефибриллятора, которые были переданы ранее, перенесут из касс на платформы.

Вину за то, что тендер на еще 19 аппаратов так и не реализовали, переложили на поставщика и пообещали "изучить возможность" их дозакупки.

О тренингах же и вовсе речи не идет, так как "на станциях работает полиция метро и муниципальная стража, которые квалифицированы оказывать медицинскую помощь". Правда, по мнению Назаровой, пользы от этого никакой - дежурят они в основном возле касс, так что не факт, что вовремя подоспеют на платформу.

Куда делись деньги, выделенные на проект

Средства, которые выделили на проект в 2020 году вернулись обратно в казну. Авторы проекта рассказали Vgorode, что еще есть шанс вернуть деньги из излишков, которые вернутся в первом квартале или найти новые источники финансирования. Но на содействие Департамента транспортной инфраструктуры и киевского метрополитена, надежд у них не много и отношение уже слегка скептическое. 

Последние новости