Замок цветов
Заведение под названием "Шато-де-Флер" (в переводе с французского "Замок цветов") вошло в жизнь киевлян чуть больше 150 лет назад - в мае 1863 года. Именно тогда бывшая периферия Царского (ныне Городского) сада была преобразована садовником Карлом Христиани, получила отдельный вход с улицы Александровской (Грушевского) и превратилась в место развлечений и публичных гуляний.
Обеспеченные жители города, которые искали приятного и веселого досуга, сразу заполнили прогулочные аллеи и столики "Шато". Здесь было все, что нужно: музыка, пикантные певички и эстрадные комики, вкусная еда и выпивка, прелестные женщины, масса знакомых, с которыми можно было общаться в "вокзале" (большом публичном здании со сценой и рестораном). Прогулки проходили среди пышных клумб, в оправдание названия "Шато-де-Флер" благоухавших цветами. По вечерам устраивались ослепительные фейерверки. Плата за вход на территорию "Шато" обычно составляла по 40 копеек с человека (по субботам действовал льготный тариф 15 копеек), но желающие посидеть непосредственно у эстрады должны были выложить дополнительно немалую сумму - до двух рублей. Арендаторы платили городу за землю пять тысяч рублей в год, а остальные доходы клали себе в карман.
Кусочек Парижа на современной улице Грушевского
Своей внешностью, репертуаром и даже своим названием "Шато" явно претендовал на сходство с парижскими уголками развлечений. Но до парижского лоска было далеко, французский писатель Виктор Тиссо, посетивший Киев в 1881 году, достаточно низко оценил киевский "парижский шик". Однако местные обыватели, из которых далеко не все добирались до подлинных парижских кабаре, охотно посещали "Шато" и проводили там немало времени.
Открытка начала XX века. Фото с сайта kp.ua
Гори оно огнем
Застройка "Шато-де-Флер" преимущественно состояла из деревянных сооружений. Не удивительно, что время от времени где-нибудь вспыхивало пламя - особенно во время фейерверков.
Но если даже пожар не удавалось затушить, жизнь "Шато" на этом не прерывалась. Арендаторы получали страховку, возводили новые помещения и снова собирали доходы с киевлян. К примеру, в 1900 году после очередного пожара наниматель "Замка цветов" Антон Кульчицкий выстроил роскошный "вокзал" по проекту городского архитектора Александра Кривошеева. Здесь был концертный зал и просторные навесы для ресторанных столиков.
Улица Грушевского, начало XX века. Фото с сайта kp.ua
А затем и город решил воспользоваться популярностью места, чтобы выгодно вложить муниципальные средства. В 1911-1912 годах архитектор Ипполит Николаев возвел по собственному проекту так называемый Второй городской театр (Первым считался оперный). То было нарядное каменное строение, боковой фасад которого выходил на вновь проложенную Петровскую аллею. В этом здании систематически давались опереточные спектакли. Здесь же в начале 1914-го состоялся наделавший много шуму "поэзоконцерт" дерзких молодых поэтов-футуристов - Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Василия Каменского. Во время Гражданской войны сцену театра, как и концертные площадки "Шато", активно использовали всевозможные скороспелые труппы и гастролеры. Но и его не минула фатальная участь: в начале 1920 года Второй городской театр сгорел дотла и уже не был восстановлен. При советской власти "Шато-де-Флер" оказался "чуждым развлечением", так что спустя несколько лет территорию "Замка цветов" отдали под строительство стадиона "Динамо".
ИНТЕРЕСНОЕ ЗА ДЕНЬ: Митингующие и "Беркут" хотят сыграть в футбол
По материалам "Комсомольской правды в Украине"