Менеджеры и игроки команды HellRaisers рассказали, как выглядит киберспорт изнутри и что нужно для того, чтоб добиться в нем успеха.
Не так давно было анонсировано, что отель Днепр будет реконструирован и станет новой Меккой отечественного киберспорта. Да и сам киберспорт в Украине на днях получил официальный статус.
Как выглядит киберспорт изнутри и что нужно для того, чтоб в нее попасть, нам рассказали в мультигейминговой организации HellRaisers. Это киберспортивный клуб, в который входят составы сразу по нескольким играм. Главный менеджер клуба Алексей Слабухин и менеджер команды CS:GO Евгений Шульга любезно приоткрыли нам дверь в мир киберспорта.
Не всякая компьютерная игра может считаться киберспортом. Здесь многое зависит от разработчиков, игрового процесса и, конечно же, общественного интереса.
От разработчиков, к примеру, требуется лояльность к организации турниров. Игра должна быть сделана таким образом, чтоб большим и малым турнирным операторам было легко организовать соревнования по ней.
Игровой же процесс в киберспортивной дисциплине делает упор на умение игрока. Уровень в игре обозначает только то, насколько хорош сам игрок, а не его персонаж. К примеру, ролевая игра, в которой нужно месяцами прокачивать аккаунт, открывая новые способности, или покупать их за реальные деньги - едва ли может считаться киберспортом. Именно по этой причине не прижилась игра World of Tanks, по которой у HellRaisers тоже была команда, но просуществовала она там недолго. И, конечно же, у любого спорта должны быть заинтересованные зрители.
Учитывая, что новые игры периодически добавляются к списку киберспортивных дисциплин, удержаться в этой сфере длительное время выходит лишь у нескольких. Руководство HellRaisers заявляет, что к "костяку" киберспорта сейчас можно отнести всего несколько игр: Dota 2, CS:GO, Fortnite, LOL, PUBG и Rainbow Six. Впрочем, это не значит, что уже в следующем месяце к ним не добавятся новые игры.
Алексей Слабухин считает, что признание киберспорта спортом - это важный шаг для продвижения индустрии в массы. Хотя никаких значимых изменений этот статус не приносит, он повышает авторитет киберспорта в целом.
- Меня часто спрашивают, что делать, если ребенок постоянно сидит и играет? Как оттащить его от компьютера? А я считаю, что не нужно этого делать. Если у него хорошо получается - лучше развивать навыки игрока или дать профильное образование в этой индустрии, - говорит Алексей.
Внутри киберспорта работают не только игроки. В мультигейминговые организации входят менеджеры, бухгалтеры, юристы, психологи, маркетологи, пиарщики, тренеры, аналитики, дизайнеры. К тому же, существуют еще турнирные операторы, разработчики программного обеспечения и множество других профессий в этой сфере. Примечательно, что большинство из них - бывшие профессиональные игроки.
- Есть программы, предназначенные для аналитики игр. Профессиональные команды платят очень большие деньги за месячную подписку на них. Но я сомневаюсь, что человек, который не является профи в игре, может составить такую программу, - комментирует Евгений Шульга.
- Не бывает такого, что хорошие игроки сами стучаться в двери клуба и просят принять их чтоб начать киберспортивную карьеру, - заявляет Евгений Шульга.
Есть специальные люди, которые выискивают талантливых игроков на турнирах, а иногда это делают и другие участники команды. Чтоб быть замеченным и принятым в команду, нужно просто хорошо играть и участвовать во всевозможных турнирах.
В каждой игре это устроено по-своему. Если говорить про CS:GO, то существуют специальные приложения-платформы, в которых каждый может бесплатно зарегистрироваться и играть турнирные игры как индивидуально, так и в составе собственной команды.
Игроков, которые показывают хорошие результаты вскоре замечают и предлагают подписать контракт с командой. Целенаправленно игроков ищут редко, за исключением позиции снайпера, который должен быть в каждой команде.
Многие ошибочно полагают, что киберспортсмены живут "с призовых". Но это не совсем так. Контракт с профессиональной командой - это самая настоящая работа с графиком, тренировками, играми и ежемесячной зарплатой. Денежные призы, которые выигрываются в турнирах - весьма ощутимый бонус и отличная мотивация, но сложно назвать их основным источником дохода игроков.
Часто бывает, что талантливым игрокам недостаточно лет, чтобы самостоятельно подписывать контракт. К тому же, большинство турнирных операторов требуют, чтобы киберпспортсменам было от 16 лет. В таких случаях контракт подписывается с их родителями. Игроки продолжают тренироваться самостоятельно, периодически работая с тренерами и другими представителями команды, а по достижению соответствующего возраста входят в основной состав.
Игроки команды HellRaisers начинали играть в семи-восьми лет. На тот момент еще не в CS:GO, а предшествовавшую ему Counter-Strike 1.5/1.6. Позже они стали ездить на локальные турниры, и уже около 16-17 лет подписали первые контракты. В других играх средний возраст топовых игроков еще меньше. Например, в Fortnite играет в основном возрастная группа 13-15 лет.
Прибыль киберспортивных организаций строится по большей части на поддержке спонсоров, продаже игроков в другие клубы и мерчендайзинге. Соответственно, чем популярнее игра - тем больше денег в ней крутится. А чем круче игрок - тем больше он получает. Это вопрос очень индивидуальный. Если говорить именно о CS:GO, то месячная зарплата игрока может стартовать от $500. Но топовые игроки получают значительно больше. По словам Евгения Шульги, первые топ-10 игроков в мире получают более 20 тысяч долларов в месяц, топ-10-20 получают от 10 до 20 тысяч долларов, а топ-20-30 - до 10 тысяч долларов.
Когда команда не ездит на турниры, большую часть времени она тренируется дистанционно и всего несколько раз в год устраивают общий сбор офлайн. Восемь часов в день они тратят на тренировки и игры, отрабатывая реакцию, тактику и теорию игры. Рабочий день игрока начинается с индивидуальной тренировки, после чего команда слушает инструктаж тренера по тактике, разбирает примеры игры топовых команд и проводит общую тренировку.
- Матчи часто разыгрываются по похожим сценариям, чем напоминают шахматные партии. Если не считать того, что в любой момент все может пойти не по плану, - рассказывает Евгений Шульга.
Конечно же профессиональные киберспортсмены пользуются топовыми гаджетами, которые делают игровой процесс максимально комфортным. Но это совсем необязательно. Понятное дело, что совсем слабый компьютер, на котором игра превращается в слайдшоу - это уже ни в какие ворота. Но вот навороченные мышки и клавиатуры - вещь индивидуальная и совсем не обязательная.
Более того, игроки рассказывают, что некоторые киберспортсмены играют на "доисторических" шариковых мышках, в которых даже колесика нет. Та же история с клавиатурой - главное тут не цена, а удобство. А вот к выбору мониторов подходят очень серьезно. Хоть точную модель не назвали, но сообщили, что такие используются на всех турнирах, так как на них отличное расширение, четкость и моментальная скорость отклика.
- Чтобы стать киберспортсменом, игрок должен "гореть" этим. Талант это хорошо, но большую часть успеха составляют усидчивость, постоянные тренировки и работа над ошибками, - говорит Евгений Шульга.
Если игрок хочет развиваться в CS:GO - Евгений рекомендует обратить внимание на сервисы ESEA и FaceIT. Там талантливые игроки имеют все шансы быть замеченными. Если, конечно, они действительно талантливые.
По его словам, когда у юного дарования стабильно "тиммейты - дно", "плохая карта", "мышка не сенсит" и миллион других отмазок - проблема, скорее всего, в нем самом. В этом случае есть смысл попробовать другую игру.
К примеру, Евгений рекомендует начинающим игрокам пробовать силы в игре Valorant - она вышла только этим летом, так что "опытных" игроков пока немного. Эта игра обещает стать довольно перспективным проектом.