Сильный и независимый: 10 главных изменений в Киеве за 25 лет

Сильный и независимый: 10 главных изменений в Киеве за 25 лет

Фото Official_Ukraine, Instgram

Независимая Украина - ровесница многих читателей Vgorode и изменилась за 25 лет не меньше, чем за это время все мы.

К юбилейной годовщине независимости мы рассказываем, какие метаморфозы происходили со столицей за эти годы, и что из преобразований стало неотъемлемой частью Киева.


Застройка левого берега

Слева - проспект Бажана в 1993 году

Слева - проспект Бажана в 1993 году

Если Русановка, Березняки, Лесной и Троещина были заложены во времена СССР и в 1990-х просто продолжили застраиваться, то Харьковский, Позняки и Осокорки, без которых Киев сейчас представить сложно, в это время только появились на свет. Сначала, на исходе 1980-х, застроили Харьковский массив. За ним с 1989 года настала очередь Позняков, а с 1993-го - Осокорков. 

Массивы стремительно заполнились многоэтажками. Сейчас это один из самых популярных районов среди молодых семей и амбициозных иногородних квартиросъемщиков. Здесь хорошая инфраструктура, на метро до центра можно доехать за полчаса, а цены на жилье, включая аренду, остаются относительно невысокими. Застройка продолжается до сих пор, и это уже сказывается на комфорте: ради новых ЖК засыпают озера, соседи смотрят друг другу в окна с балконов, потому что дома стоят слишком близко, а зеленые зоны при этом в явном дефиците - чтобы найти здесь парк или сквер, нужно очень постараться.


Обилие ТРЦ, МАФов и наружной рекламы

На том самом круге на

На том самом круге на "Героев Днепра" было зелено, без МАФов и ТРЦ

Представить себе Киев без торговли и двигателей этой самой торговли в виде вездесущей рекламы уже почти нереально (хоть и очень хочется). Торгуют в Киеве всем и везде: от фруктов в переходах и кофе в автокофейнях до дизайнерских вещей в секретных точках секонд-хенда. 

Чуть ли не половина всей торговли - нелегальная и стихийная. Это киоски и ларьки, которые после демонтажа снова появляются через день-другой, бабушки с выставленными на парапетах сервизами, базиликом и старыми туфлями.

ТРЦ строятся по большей части легально, но концентрация их настолько велика, что, выйдя из одного центра, можно сразу попасть в соседний. Торговые центры постоянно хотят строить на месте зеленых зон, но киевляне стараются бороться с такими порывами застройщиков. Один из последних случаев - строящийся ТРЦ на "Героев Днепра". 

Незаконной рекламы в Киеве тоже слишком много, но с ней идет активная борьба. Билборды демонтируют, а улицы очищают от растяжек и стоек, но они волшебным образом снова материализуются. Представить город без всего этого сложно, но возможно - когда-то Киев действительно был не таким захламленным. 


Новый центр города

Майдан образца 1990-х годов явно более зеленый, чем современный

Майдан образца 1990-х годов явно более зеленый, чем современный

Уже почти не верится, но каких-то 20 лет назад Майдан был совсем другим. Насчет того, лучше он стал или хуже, мнения киевлян расходятся, но факт остается фактом - в 2001 году как раз перед Днем независимости презентовали обновленную центральную площадь. С тех пор тоже многое изменилось: стало еще меньше зелени, каштаны - все еще символ Киева - в этом году засохли.

Также центр стал символом Революции достоинства, и многие места уже не будут восприниматься, как раньше: Дом профсоюзов, Институтская, ставшая Аллеей Небесной Сотни, Октябрьский дворец, стела на Майдане. Кстати, свободное место на бульваре Шевченко на месте снесенного памятника Ленину - тоже символ нового Киева, который сейчас активно избавляется от пережитков советского режима - памятников и названий улиц, посвященных коммунистам.  


Почтовая площадь

Почтовая площадь изменилась до неузнаваемости. Фото слева - 1985 год

Почтовая площадь изменилась до неузнаваемости. Фото слева - 1985 год

Почтовая площадь серьезно преобразилась за последние несколько лет: в 2012 году начали масштабную реконструкцию развязки, которую закончили в 2014-м, а прошлым летом открыли саму обновленную площадь. Ее пешеходная часть с фонтаном, деревьями в кадках и красивой набережной моментально стала одним из самых популярных мест отдыха киевлян.


Развязка на Выдубичах и метро на Южном мосту

Слева - Южный мост в процессе строительства в конце 1980-х

Слева - Южный мост в процессе строительства в конце 1980-х

Южный мост открыли в 1990-м году, а вот метро по нему пустили только через два года, уже при независимой Украине.

Еще одно важное изменение здесь - трехуровневая развязка на Выдубичах, в которой до сих пор путаются многие водители: стоит на секунду задуматься и не туда свернуть - окажешься на другом конце города. На эту удочку попадаются даже бывалые автомобилисты.


Новые станции метро

История киевского метрополитена.gif

За время независимости в Киеве открылось большинство станций зеленой ветки, часть станций красной и синей линий. Одно из самых резонансных событий - открытие отдаленных "Теремков" в 2013 году. Зато обещания построить еще одну ветку подземки - на Троещину - пока так и остались обещаниями. 


Андреевский спуск

Еще в 2010 году Андревский спуск напоминал одну большую барахолку

Еще в 2010 году Андревский спуск напоминал одну большую барахолку

Андреевский спуск капитально реконструировали в 2012 году, потратив на это 45 млн гривен. Не обошлось без скандалов вроде сноса исторических зданий, но в целом спуск стал более ухоженным и привлекательным внешне, пешеходная зона расширилась, а по брусчатке стало реально передвигаться, не рискуя переломать ноги. Неряшливая барахолка исчезла, хоть и сейчас торговцев сувенирами, загораживающих свободный проход, хватает. В целом, улица, которую недавно еще и закрыли для проезда машин, изменилась в лучшую сторону. 


Воздвиженка

В начале 90-х Воздвиженка была именно такой, как на фото слева

В начале 90-х Воздвиженка была именно такой, как на фото слева

Воздвиженка - нетипичное для Киева место, европейская улочка, где здания, хоть и не выглядят обжитыми, но уж точно не напоминают о советском прошлом. Появилась она почти из ниоткуда: еще в 1990-х на месте деревенского поселения ремесленников не было ничего, кроме полуразрушенных запущенных домов и пустыря.

В 2003-м началось активное строительство и только в 2012-м ее заселили. Теперь эта маленькая евро-Нарния - неотъемлемая часть города, любимое киевлянами место для променада, обеда в ресторане и удачных снимков в Instagram. 


НСК "Олимпийский"

Слева -

Слева - "Олимпийский" в разгар строительства, 2011 год

Стадион на месте нынешнего "Олимпийского" был построен еще в 1923 году. С тех пор несколько раз переживал капитальную перестройку и менял название. Некоторые и в 2016 году по привычке называют его, как и одноименную станцию метро, Республиканским стадионом.

К Евро-2012 стадион решили кардинально поменять и реконструировать: в 2011 году после открытия он получил наивысший статус от УЕФА. Огромный стадион вмещает 70 тысяч зрителей и в ближайшие годы его явно не придется реконструировать. 


Муралы по всему городу

Дом на бульваре Леси Украинки до мурала и после. Для увеличения этого и всех остальных фото - кликните по картинке

Дом на бульваре Леси Украинки до мурала и после. Для увеличения этого и всех остальных фото - кликните по картинке

Представить Киев без муралов уже невозможно. Первые настенные граффити появились у нас в 2010 году - тогда это было полулегально, и рисовали, в основном, на стенах Андреевского спуска, мостах и гаражах спальных районов, чтобы никто не видел и не замазывал. 

Все начало развиваться в 2013 году, когда в Киеве впервые прошел фестиваль стрит-арта Muralissimo. Сейчас новые муралы появляются в городе каждые несколько дней, бьют рекорды один за другим, а рисуют их не только наши художники, но и муралисты из разных стран - в рамках проекта "Art United Us". Причем появляются они не только на зданиях - даже в метро курсируют два раскрашенных состава, один из которых презентовали на днях


О чем напишем еще через 5 лет

Тем временем, другие изменения уже не за горами - в скором будущем ждем обновленный пешеходный Подол, музей с артефактами раскопок Почтовой площади, музей Майдана, музей декоммунизации, приведенный в порядок Мариинский дворец и метро на Троещину, которое обещают уже много лет. Надеемся, к 30-летию независимости Vgorode напишет именно об этом.