Новость - Транспорт и инфраструктура - Как это устроено: рассматриваем изнутри комнату кассира метро и автомат по продаже жетонов
Чем оснащена комната кассира
Как и следовало ожидать, учитывая стабильно длинные очереди, больше всего выручки приносят не автоматы по продаже жетонов и пополнению проездных, а старые добрые кассы.
Внутри касса достаточно просторная, там есть:
- большой сейф,
- компьютер с электронной системой отчетности и операций,
- монитор, на который выводится изображение с установленных на станциях веб-камер,
- счетчик банкнот с проверкой купюр на подлинность,
- кассовый аппарат. Хоть чеки в кассе на жетоны и не выдают, кассиры по просьбе пассажира могут выписать квитанцию.
Кассовый аппарат чеков не выдает. Фото автора
Сколько зарабатывает кассир и куда денут сотрудников после введения автоматов
Оклад старшего кассира - 2500-2600 грн.
Всего в метро работает 208 кассиров. Если введут автоматизированную систему пропуска пассажиров по единым электронным билетам, они окажутся не у дел. Но метрополитен обещает помочь своим работникам с дальнейшим трудоустройством.
Старших кассиров и контролеров в этом случае оставят на работе, но их функции изменятся: прежде всего, им нужно будет следить за автоматами. Работники метро приводят в пример Харьков, где уже ввели систему единого проездного билета, но старших кассиров и контролеров при этом не увольняли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как это устроено: рассматриваем кофейный автомат изнутри и выясняем насчет вредности "автоматного" кофе
Простой интерьер кассы и монитор на уровне человеческого роста. Фото автора
Как киевляне обманывают автоматы
Жетоны метрополитен закупает примерно по 60 копеек за штуку.
В самый простой автомат, который не выдает сдачи, максимально можно загрузить 400 жетонов. Случается, что старые автоматы пытаются "накормить" отксерокопированными купюрами, подходящими по цвету, надеясь на то, что старый механизм плохо сработает. Но такие трюки не проходят: автомат не принимает фальшивую банкноту сразу, возвращая ее, либо таки принимает, но срабатывает сигнализация после того, как она пройдет внутрь.
Некоторые от невнимательности засовывают в автомат монеты вместо купюр. Если жетоны в автомате закончились, деньги он не примет: об этом сигнализирует красная подсветка у отверстия для приема денег.
Новые автоматы по продаже жетонов, которые были установлены специально перед Евро, и универсальные автоматы для покупки жетонов и пополнения пластиковых проездых карт, в отличие от старых, выдают сдачу. Последних пока всего восемь, и их продолжают устанавливать на станциях. Хотя возможно ли будет "подстроить" новые чудеса техники для выдачи единого проездного билета, работники метро пока точно не знают.
Внутреннее убранство новейшего автомата. Фото автора
О веб-камерах и льготниках
Из-за низкого пассажиропотока на станциях "Днепр" и "Сырец" кассы открыты не всегда. В позднее вечернее время там работают контролеры-кассиры: в будке контролера они одновременно продают жетоны и проверяют удостоверения льготников.
Чтобы облегчить их участь, на этих станциях установили веб-камеры, которым, вместо контролеров, льготники предъявляют свои удостоверения. Контролер-кассир видит льготника на мониторе в будке и пропускает его. Если у него возникают вопросы, он может задать их пассажиру через переговорное устройство.
В ближайшее время такими веб-камерами обещают оборудовать еще двадцать станций, где кассы поздно вечером тоже будут закрывать.
Веб-камеры установлены, в основном, у лифтов. Фото автора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как это устроено: рассматриваем турникеты в метро изнутри