Чтобы пешеходы не чувствовали себя в городе ущемленными по сравнению с автомобилистами, в европейских странах для них создают на улицах максимально благоприятные условия. Подземные переходы, а также пешеходные мосты над улицами - явление там крайне редкое. Почти каждую улицу в странах Западной Европы можно перейти по земле.
Для чего нужны зебры вместо подземных переходов и пешеходных мостов? Наверное, каждый человек, гуляющий по городу, знает, насколько лениво порой спускаться в подземный переход, чтобы перейти улицу, особенно если перед тобой - не широкий проспект, а обычная узкая улица, где машины ездят по одной полосе в каждую сторону. При небольшом потоке машин такую улицу хочется перебежать, чтобы не спускаться под землю.
Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.
Если молодому здоровому человеку хочется просто побыстрее дойти до своей цели, и подземный переход - это лишь мелкое препятствие, которое чуть его притормозит, то для многих других групп пешеходов спуск под землю - серьезная преграда на пути.
Широко распространено ошибочное мнение, что для подавляющего большинства населения использование мостов и подземных переходов - удобно и беспроблемно, и лишь для инвалидов-колясочников требуются особые условия перехода улицы. На самом деле это не так.
Одной из групп населения, которые страдают от отсутствия возможности перейти любую улицу по "зебре", являются девушки с колясками. Почти все женщины становятся мамами и сталкиваются с подобными проблемами.
Чтобы увидеть, как девушка с трудом тащит за собой коляску по лестнице, не нужно далеко ходить, это случается в Киеве повсеместно. Пандусы в подземках имеются, однако часто размеры коляски не позволяют ими воспользоваться, и молодые мамы тащат коляску на себе.
Вторая группа населения, которой тяжело и неудобно спускаться и подниматься по лестнице, - это пожилые люди. Не секрет, что, если человеку за 60, то спуститься, а потом подняться по переходу, для него нелегко. Болят колени, может начаться одышка, на середине лестницы пенсионеры часто останавливаются, чтобы отдышаться.
Третья группа населения - это люди любого пола и возраста с сумками и тележками на колесиках, которые у нас до сих пор порой называют "кравчучками". Для них перейти улицу по "зебре" - легко, а подниматься на мост или в подземный переход - это муки. Часто с такими тележками ходят на базар именно пожилые люди, для них это сложнее вдвойне.
Четвертая группа населения, которая имеет в последние годы тенденцию к росту в Киеве - велосипедисты. Объяснять, насколько трудно и долго пересекать улицу, на которой не предусмотрена зебра, и нужно лезть по лестнице с транспортом в руках, не нужно никому. Сюда же можно добавить любителей сигвеев, унициклов, электросамокатов и других модных сейчас транспортных средств.
И, наконец, люди с ограниченными возможностями, которые передвигаются на колясках. Наверное, все, бывавшие в Европе, замечали, насколько много там на улицах таких людей в сравнении с Украиной. Причина этого не в том, что у нас таких людей мало, а в странах ЕС - много. На самом деле, из-за некомфортной городской среды большинство отечественных людей с инвалидностью вынуждены проводить время дома, потому что прогулка по городу в коляске у нас - трудная задача.
Большинством пандусов в столице Украины человек на коляске не рискнет воспользоваться - это попросту опасно. Ему нужна помощь второго человека, который будет его тащить. Как человек на коляске преодолевает подземный переход в Украине, можно посмотреть на видео:
Если подсчитать, какой процент населения входит в перечисленные выше группы, то окажется, что в тот или иной момент времени трудности с переходом улиц испытывали почти все. Поэтому от обустройства в Киеве наземных пешеходных переходов выиграют чуть ли не все его жители.
Не стоит забывать еще об аварийности. Не желая спускаться под землю, многие перебегают улицу в неположенном месте и рискуют попасть под машину.
Многие европейские новации, такие, например, как тротуары с подогревом, о которых Vgorode недавно писал, внедрять в Киеве сложно и дорого. При этом нарисовать на дороге зебру и поставить знак пешеходного перехода, или светофор для пешеходов, - это в разы, а может даже в десятки раз дешевле, чем рыть под землей новый пешеходный переход, а потом еще его содержать.
Вывозить грунт, оплачивать работу техники, покупать облицовочную плитку, подводить в переход электричество - все это стоит немалых денег, которых, часто, в городском бюджете попросту нет. Пешеходный переход через проезжую часть - гораздо более дешевое решение и, к тому же, еще и реализуемое в более короткие сроки.
Большое количество подземных переходов характерно для крупных городов бывшего Советского Союза. В годы существования СССР о людях с инвалидностью не думали, велосипедистов в городах еще было мало и формированием комфортной городской среды, удобной для всех его жителей, а не только молодых и сильных, никто не занимался.
Хотя со времен исчезновения СССР прошло уже больше 30 лет, традиция создания подземных переходов по прежнему сильна в городах бывшего советского пространства. Особенно это заметно в Киеве. Если по центру Львова или Одессы, например, можно гулять практически везде, не уходя под землю, то в Киеве подземные переходы всюду, в том числе на Крещатике, Европейской, Почтовой, Бессарабской, Арсенальной площадях - тех местах, где любят гулять все жители города и его гости.
В Европе 20-25 лет назад уже повсюду заботились о маломобильных группах населения, рисовали на улицах "зебры", велодорожки и запускали на линии автобусы с низким полом. В Киеве в это же самое время при мэре Омельченко создавали не только новые подземные переходы, но даже подземные торговые центры, при этом массово ликвидировали трамваи и запустили на улицы маршрутки, которые быстро стали основным видом транспорта в Киеве.
В крупных городах Европы, таких как Париж или Берлин, подземные переходы можно найти за редким исключением только у станций метро. Но даже там для пассажиров, которые подземкой не пользуются, предлагается альтернатива - перейти улицу от одного выхода со станции метро до другого можно как под землей, так и по "зебре".
В туристических центрах городов, где людей гуляет очень много, "зебры" располагаются очень часто, чтобы люди нигде не испытывали проблем с тем, чтобы перейти с одной стороны улицы на другую. Вот, например, как это устроено на главной улице Парижа, знаменитых Елисейских Полях:
Как видим, через эту улицу с 10 (!) полосами движения можно ходить пешком буквально всюду, зебры нарисованы чуть ли не у каждого здания. Представить подобное в Киеве на Крещатике пока что невозможно.
Отечественные автомобилисты часто считают, что, если вместо подземных массово открывать наземные переходы, то это приведет к тому, что город утонет в пробках. Пример европейских городов опровергает этот тезис, ведь "зебры" там - повсюду, а уличных заторов - в разы меньше, чем в мегаполисах "третьего мира".
Также в городах Европы можно спускаться в метро с помощью лифтов, что сильно облегчает жизнь многим категориям населения. В Киеве же лифты предусмотрены только на новых станциях, которых немного, а сделать лифты на станциях советского времени - дорого и зачастую технически сложно из-за глубокого их залегания. Доступность общественного транспорта для маломобильных людей - тема для отдельной статьи.
В столице Азербайджана городе Баку, как и в любом крупном постсоветском городе, проблема с наземными переходами. Однако там решили облегчить использование подземных, построив в них эскалаторы:
Чтобы быстрее проходить длинные переходы, в городе предусмотрели еще и подземные траволаторы, как в аэропортах. Насколько приятнее пользоваться подземными переходами, когда они оборудованы эскалаторами, траволаторами и красиво отремонтированы, можно оценить на видео:
Наземный переход гораздо лучше подземного с эскалатором, но и такая новация сильно облегчает людям жизнь.
В последние годы в столице Украины тоже наметилась тенденция к появлению наземных пешеходных переходов в тех местах, где раньше людей "загоняли" под землю, а также по созданию безопасных зебр, которые хорошо подсвечиваются в темное время суток.
В 2016 году Vgorode писал, что на Русановской набережной сделали первую в Киеве направленную LED-подсветку пешеходного перехода:
Подобная яркая подсветка должна быть на наземных пешеходных переходах всюду.
Многих удивляло, что поднимаясь от Крещатика к Опере по левой стороне, можно было перейти улицу Пушкинскую по земле, без спуска в переход, ведущий к станции метро "Театральная". Однако если идти там же, но по правой стороне, спуск под землю был неизбежен. Недавно эта нелепое несоответствие было устранено и новая зебра у станции метро появилась.
Еще одна зебра несколько лет назад возникла у ЦУМа - пройти к нему по Крещатику со стороны Бессарабской площади можно было только с помощью подземного перехода, теперь прогулка по главной улице Киева стала легче.
В этом году обещают сделать давно ожидаемый киевлянами наземный пешеходный переход у станции метро "Арсенальная":
Также по земле можно будет скоро перейти через бульвар Шевченко от станции метро "Университет" к Национальному педагогическому университету имени Драгоманова. Новые переходы будут обустраивать и на площади Победы и на Крещатике после реконструкции.
Несмотря на все вышеописанное, в городе пока что сделаны только первые шаги в правильном направлении, Киеву еще только предстоит стать доступным для пешеходов в будущем. Движение в сторону удобства города для маломобильных групп населения - мировая тенденция, и сотни новых "зебр" в городе неизбежно появятся. Хотелось бы только, чтобы это произошло побыстрее.