Русский корабль ушел на: чем гибель "Москвы" так важна для Украины

Крейсер "Москва" - фото

Крейсер "Москва" - фото

События
20 апреля 2022 18:18

Регулярная воздушная тревога над Киевом не в силах проредить очередь к Главпочтамту за маркой, посылающей российский ракетный крейсер «Москва» на три тривиальные буквы. Украинское послание недавно обернулось для крейсера потоплением. И это не только красиво, но и важно. Vgorode.ua разбирался, что представлял из себя корабль и почему его уничтожение так много значит для Украины.

Ракетный крейсер «Москва» - первый из трех кораблей проекта 1164 «Атлант», построен он в Николаеве в 1976-79 годах, первоначальное название - «Слава».

Основные задачи кораблей проекта - уничтожение надводных судов противника, в том числе авианосцев, решение задач коллективной ПВО соединений и конвоев, борьба с подводными лодками, поддержка десанта и обстрел побережья противника.

Поддержка весьма внушительная: мощность боевой части ядерной ракеты, которой оснащена «Москва», - 350 килотонн. Для сравнения: ядерный взрыв над Хиросимой составлял примерно 15 килотонн.

За время службы «Москва» обеспечивала безопасность саммита СССР-США на Мальте в 1989 году, участвовала в войне 2008 года в Грузии, выполняла роль флагмана оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море, в 2014-м участвовала в блокаде украинских ВМС в Донузлаве, а также осуществляла прикрытие авиагруппы ВКС России в Сирии.

Это лучший корабль Черноморского флота по итогам 2016 года. 24 февраля 2022-го он участвовал в захвате острова Змеиный, а позднее – в морской блокаде Одессы, Николаева и Очакова.

ТТХ крейсера "Москва", инфографика Александра Шатова, Vgorode.uaТТХ крейсера "Москва", инфографика Александра Шатова, Vgorode.ua

Неоценимая потеря

После известия о потоплении «Москвы» появились оценки материального ущерба - около $750 млн, что превышает годовой бюджет таких областей России, как Новгородская, Орловская, Смоленская или Астраханская, а также почти двух Хакасий или пяти Еврейских Автономных Областей.

Конечно, подобные расчеты весьма условны, и точно определить стоимость корабля затруднительно, поскольку он был построен более 40 лет назад, еще в СССР. Кроме того, судно проходило капремонт и модернизацию. Стоимость ремонта в 2020 году некоторые источники оценивают в $ 383 млн.

Если попытаться подсчитать, во сколько обойдется постройка нового подобного корабля, цифры будут еще  серьезнее. К примеру, один американский эсминец типа «Арли Берк» стоит $1,4-1,7 млрд (в ценах 2009 года), при том, что строят эти корабли серией в несколько десятков штук, что их заметно удешевляет. А проектируемый в РФ эсминец типа «Лидер» - от $1,5 млрд. Хотя, учитывая нынешнее положение дел РФ в финансовой и технологической сферах, в том, что его таки построят, есть серьезные сомнения.

При этом стоимость разработки и производства украинского комплекса «Нептун», поразившего «Москву», обошлась нам всего в $66 млн.

Остались без «крыши»

Но крейсер - не просто материальная ценность, а серьезная боевая единица. И в первую очередь потопление «Москвы» имеет важное военное значение. Он был флагманом Черноморского флота и играл ключевую роль в качестве командного корабля с автоматизированными системами боевого управления и комплексом связи для выдачи команд на другие корабли и самолеты. На нем мог размещаться командующий флотом со штабом.

А главное, корабль был способен осуществлять противовоздушное прикрытие соединения, например десантных кораблей при переходе морем, и плацдарма высадившейся морской пехоты. Т.е. прикрывать все близлежащие суда и наземные соединения от украинских обстрелов. Теперь же, когда «Москва» ушла на дно, российский флот вынужден отойти куда дальше от украинских берегов - на 200 км. Там его уже не достать Украине, но и у него самого куда меньше возможностей.

Компенсировать эту потерю на Черном море агрессору нечем, что значительно затруднит, если не сделает невозможным проведение российского морского десанта в районе Одессы.

Как уничтожение крупного корабля может отразиться на дальнейшем ведении боевых действий, можно увидеть на примере потопления британцами германского линкора «Бисмарк». После этого серьезные действия немецкого надводного флота были прекращены до конца войны. Или гибели линкора «Тирпиц», устранившей серьезную надводную угрозу для проводки караванов в Мурманск и позволившей  перевести главные надводные силы Королевского Флота в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

Не приплыли

Важны и репутационные потери: в последний раз крейсер топили в 1982 году во время Фолклендской войны. По всей видимости, крейсер «Москва» был самым большим военным кораблем, когда-либо уничтоженным ракетой, и это событие несомненно войдет в мировую военную историю.

В ВМФ России имеется еще два корабля этой серии - «Маршал Устинов» на Северном флоте и «Варяг», флагман Тихоокеанского флота. Что примечательно, «Варяг» до 21 декабря 1995 года назывался «Червона Україна».

Однако появления этих, как и других кораблей в Черном море вряд ли стоит ожидать, поскольку Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы – единственный водный коридор, ведущий в Средиземное море и далее в мировой океан. Конвенция Монтре, принятая в 1936 году, закрепила суверенитет Турции над этими проливами и установила правила их прохождения в мирное и военное время. Согласно этой конвенции, в военное время Турция имеет право запрещать проход через проливы любым военным судам, за исключением возвращающихся на свои базы.

Турки не нарушили этой конвенции даже в годы Второй Мировой, а значит, и сейчас российским военным кораблям, которые находятся в Черном море, придется до окончания войны оставаться там, а всем прочим военным и вспомогательным судам вход в эту акваторию закрыт. Т.е. все они де-факто благополучно отправляются по тому же адресу, указанному на популярной украинской марке.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях