Сегодня, 18 сентября, еврейские паломники покинули нейтральную зону между Украиной и Беларусью. Однако те из них, кто прибыл раньше установленного запрета, находятся в Умани и празднуют Рош-Ха-Шана в "Маленьком Израиле".
В этом году празднование Рош-Ха-Шана в Умани обернулось целой эпопеей как для жителей Умани, так и для хасидов-паломников, которые ежегодно туда наведываются. Сам праздник уже начался, но шумиха вокруг него идет уже более чем полтора месяца.
На случай, если кто-то пропустил новости об этом мероприятии, Vgorode подготовил подборку о том, как разворачивались страсти вокруг еврейского Нового Года.
Почему ездят в Умань
Праздник Рош-Ха-Шана (еврейский Новый Год) начинается сегодня вечером, 18 сентября, и будет длиться два дня. По традиции в этот день тысячи паломников хасидов традиционно съезжаются в Умань, чтобы помолиться у могилы основателя брацлавского хасидизма Раби Нахмана.
Считается, что такое паломничество воспитывает в детях уважительное отношение к религии и каждый представитель брацлавского хасидизма должен хотя бы раз в жизни побывать на могиле Раби Нахмана. А еще бытует поверье, что если совершить паломничество именно в канун Рош-Ха-Шана и встретить новый год в молитве, он обязательно будет счастливым.
Карантин не смущает
Из-за пандемии коронавируса границы между многими странами оказались закрытыми. Однако в начале августа поступила информация, что массовое паломничество хасидов в Умань все равно состоится. В конце июля Рош-Ха-Шана получил государственный статус в Украине. И около 10 тысяч паломников готовы были отправиться к святыне.
Умань возражала
17 августа мэр Умани Александр Цебрий заявил, что жители его города обеспокоены скорым приездом паломников. И дело было вовсе не в антисемитизме, ведь хасиды приезжают в Умань каждый год и местные к ним давно привыкли. А вот Израиль, откуда ожидалось наибольшее количество паломников, оказался в "красной зоне" карантина и, по словам мэра Умани, 94% горожан беспокоила перспектива принимать такое количество гостей из страны с высоким показателем заболеваемости COVID-19.
Чтобы урегулировать вопрос, Александр направился в Киев с намерением встретиться с президентом и лично обсудить вопрос карантинных ограничений. Однако встретиться с Владимиром Зеленским у Цебрия не получилось, так что он заявил, что будет дожидаться главу государства прямо под Офисом президента, оставаясь там "до победного". И действительно заночевал прямо на пороге.
Закрытие границ и застрявшие хасиды
После ночевки мэра Умани под Офисом президента вопрос еще какое-то время оставался открытым. Паломники начали заблаговременно стягиваться в Умань. Только 26 августа стало известно, что Украина официально закрывает границы для иностранцев. Чтоб не устраивать дискриминации, въезд в Украину запретили сразу для всех иностранцев. Период, на который границы закрыли, изначально должен был начинаться 29 августа и длиться до 28 сентября, но начался на день раньше. Впрочем, еще до официального запрета, в киевском аэропорту "Борисполь" задержали около сотни хасидов, часть из которых позже отправили обратно.
Беспорядки в Умани
Многие паломники успели въехать на территорию Украины до того, как границы официально закрылись, и направились к месту паломничества. К 3 сентября недовольство некоторых жителей Умани начало проявляться в конфликтах с гостями города и Александр Цебрий призвал горожан воздерживаться от любых форм дискриминации, а о правонарушениях немедленно заявлять в полицию.
9 сентября в Умани произошел неприятный инцидент: несколько молодых паломников возмутились металичесскими ограждениями, которые поставили возле могилы Раби Нахмана для контроля социальной дистанции. Разбушевавшиеся хасиды выломали ограду.
"Пейс-контроль"
11 сентября пресс-служба черкасской полиции сообщила, что владелец одного из кафе города Умань вывесил перед входом в заведение табличку с надписью "Хасиды не обслуживаются: COVID-19". Хоть хозяин кафе и объяснял свой поступок желанием усилить карантинную безопасность, против него завели уголовное дело за нарушение равноправия.
Пожертвования
14 сентября мэр Умани записал видеообращение, в котором заявил, что инфекционное отделение городской больницы информирует о резком росте заболеваемости COVID-19 и посетовал, что причиной тому стал отказ центральной власти запретить традиционное празднование Рош-Ха-Шана.
На следующий день мэр фотографировался с огромным чеком на 2 с половиной миллиона гривен, который пожертвовали городской больнице "меценаты Израиля".
Концерт на границе
15 сентября стало известно, что полторы тысячи хасидов застряли на границе между Беларусью и Украиной на контрольно-пропускном пункте "Новые Яриловичи", пытаясь добраться до Умани в последние дни перед праздником.
Несмотря на то, что пограничники наотрез отказались их пропускать, паломники не стали разворачиваться. Некоторые из них разбили палатки прямо на границе, другие же ночевали под открытым небом, коротая время с молитвой и устраивая музыкальные концерты. К слову, одним из традиционных атрибутов Рош-Ха-Шана является шофар - ритуальный духовой инструмент, сделанный из рога животного.
Утром 18 сентября несколько паломников на границе облачились в украинские народные костюмы и исполнили гимн Украины. Тем самым они показали, что с пониманием относятся к карантинным ограничениям и не винят украинцев в столь холодном приеме. Но даже это не помогло и ближе к вечеру хасиды развернулись и уехали. Правда, после них на месте бывшего лагеря осталась куча мусора, передает "Страна".
Что сейчас происходит в Умани
Несмотря на все ограничения, многие паломники смогли добраться до святого места. На время проведения праздника, с 15 по 23 сентября, в Умани усилили меры безопасности, передает "РБК-Украина". В городе работает несколько контрольно-пропускных пунктов, заведения, работающие в районе мест паломничества, закрыты, на улицы вывели Нацгвардию, а въезд в "Маленький Иерусалим" (как называют район, в котором находятся хасидские святыни) строго контролируется.
Правоохранители и пограничники часто проверяют документы у гостей города, отлавливая тех, кто пересек границу без законных оснований.
Ранее Vgorode сообщал, что этим летом вместе с Рош-Ха-Шаном государственный статус получили еще пять праздников.